Генеральное межевание земель

Содержание

Межевание земельного участка – как это делается в 2020 году

Генеральное межевание земель

Если раньше межевание земельного участка не считалось обязательной процедурой и отсутствие размежеванных наделов никак не мешало купле-продаже земли, то со следующего года этот процесс будет необходим по закону, если меняется владелец. То есть без межевания нельзя будет продать, подарить участок или оставить в наследство. 

Наш эксперт

Межевание земельного участка проводят для того, чтобы определить его границы и поставить землю на государственный учет. В среднем весь процесс занимает не более месяца.

Как проводится межевание земельного участка?

Без привлечения специалистов межевание не провести, поскольку для этой процедуры нужна лицензия на проведение геодезической и картографической деятельности. Поэтому самостоятельно размежевать участок не получится.

И для того, чтобы правильно провести данную процедуру и не запутаться в ее процессе, мы вместе с кадастровым инженером, Ириной Гайсиной, подготовили пошаговую инструкцию.

Шаг 1. Готовим необходимый пакет документов

Если вы получаете участок впервые или покупаете его, то вам понадобятся:

  • паспорт владельца участка;
  • если во время процедуры межевания присутствует не владелец земли, а его представитель, тогда нужна доверенность;
  • нотариальное свидетельство, если участок оставили в наследство;
  • договор купли-продажи или дарения;
  • постановлении административного органа о предоставлении земли.

В случае, если у вас уже есть земельный участок, но он не размежеван, или вы хотите разделить его, тогда кроме паспорта вам нужен будет документ, подтверждающий право собственности.  Сейчас это выписка из ЕГРН, где вы будете официально указаны владельцем своего надела.

Заказать этот документ можно несколькими способами. Бумажный вариант выдадут в Росреестре или можно обратиться через МФЦ. А электронный вариант будет доступен на специальных онлайн-сервисах.

Важно! Росреестр выдаст готовую справку не ранее, чем через три рабочих дня. А иногда сроки могут затянуться. Если вы хотите получить информацию в самое ближайшее время, то лучше всего воспользоваться сервисом ЕГРН.Реестр. Для этого нужно указать адрес вашего земельного участка и свою электронную почту.

Шаг 2. Ищем специалистов

Для проведения процедуры межевания нужен кадастровый инженер. Специалист должен иметь документ, подтверждающий квалификацию, а также состоять в саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

Сначала нужно заключить с ним договор подряда. Без этого документа кадастровый инженер не имеет права проводить работы. Затем специалист должен выяснить причину межевания.

В каких случаях проводят межевание:

  • при продаже и покупке земельного участка, на котором не были определены границы;
  • когда владелец хочет подарить землю или оставить ее в наследство, независимо от того, будет это весь участок или только его часть;
  • при изменении вида разрешенного использования, например, раньше земля была только для сельхоз работ, а сейчас там можно построить частный дом;
  • если объект недвижимости собственник получил от государства;
  • при оформлении земли в собственность;
  • если вы хотите поделить земельный участок;
  • наоборот, хотите объединить несколько наделов;
  • когда к участку присоединяется часть соседнего;
  • если возникли споры с соседями из-за земли;
  • если владелец участка сомневается в точности границ;
  • при образовании нового земельного участка.

Как проверить, проводилось ли межевание земельного участка?

Нередко бывают случаи, когда владельцы и сами не знают, есть ли официальные границы у их наделов. Проверить установленные границы можно самостоятельно. Например, воспользоваться публичной кадастровой карой. В этом случае надо знать кадастровый номер участка.

Но не всегда в распоряжении собственников есть такая информация. Кроме того, на карте могут быть технические ошибки. В этом случае может помочь просто адрес участка. Зайдите на сайт ЕГРН.

Реестр, введите адрес и закажите выписку из ЕГРН «Об основных характеристиках объекта».

Шаг 3. Определяем стоимость межевания земельного участка

Оплатить работы кадастрового инженера можно заранее полностью либо частично внести предоплату до работ. Все это нужно решить на берегу, как только вы определите стоимость межевания земельного участка.

По словам кадастрового инженера, Ирина Гайсиной, цена межевания земельного участка будет зависеть от нескольких моментов: размера, места расположения и сложности работ.

«Когда мы проводим съемку на пустом участке – это одно дело. Другое дело, если он с застройкой какой-то, где очень много строений приходится обходить. Стоимость межевания будет разной», – рассказывает Ирина.

«Или, например, у вас есть участок в два гектара, и вы его хотите разделить на 50 маленьких. Конечно, стоимость межевания здесь будет больше, чем цена, например, за разделение участка в 15 соток пополам».

Кроме того, по словам Ирины Гайсиной, стоимость межевания земельного участка во многом зависит от региона, в котором он находится. Например, для Москвы и Московской области стоимость варьируется от 10 до 30 тысяч рублей. В северной столице межевание стоит от 7 до 15 тысяч рублей. В других частях России цена этой процедуры может оценивать от 5 тысяч рублей и выше.

Но не всегда процедура межевания может быть платной, в некоторых случаях межевание можно провести и безвозмездно, например, если оно проводится для целого населенного пункта, где в картах ранее были совершены ошибки. Кроме того, государственные кадастровые инженеры могут не взять денег за межевание с многодетной или нуждающейся семьи.      

Шаг 4. Сбор информации и определение границ

После заключения договора и определения стоимости межевания земельного участка, кадастровый инженер приступает к работам.

Он выезжает на место, чтобы определить границы, установить размер земельного надела и собрать как можно больше данных об участке. Чтобы в дальнейшем не было споров, специалист рекомендуют владельцам участка присутствовать при межевании.

А также лучше собрать соседей, которых будет касаться эта процедура. В некоторых случаях с соседей нужно получить письменное согласие.  

«Согласие соседей требуется в случае, когда вы, например, покупаете или купили какой-то участок, а он на учете не стоит и границы не определены. Чтобы в дальнейшем не было споров с соседями, мы должны уточнить границы.

То есть сделать так, чтобы он (участок) появился на кадастровой карте. Здесь требуется скорректировать смежные границы, чтобы соседские участки не накладывались друг на друга.

И в этом случае нужны будут согласия», – продолжает Гайсина. .

А если вы хотите, например, разделить участок и продать часть, а границы с соседями закреплены, в этом случае их согласие не требуется.

После того, как кадастровый инженер проведет свои работы, на участок может выехать геодезист, чтобы точно определить координаты. Но это производится по желанию владельцев участка.

Шаг 5. Получаем межевой план

После всех работ кадастровый инженер формирует межевой план.  Он состоит из двух частей: текстовой и графической. В первой части будет описание границ, информация о земельном участке и его площади. Во второй – чертежи наделов, а также геодезическая схема.

По закону владельцы участков должны получить два одинаковых варианта межевого плана в электронном виде. Один документ собственник оставляет у себя на руках, а второй отдает в кадастровую палату. Там земельному наделу присваивают кадастровый номер.

Шаг 6. Регистрируем земельный участок в Росреестре

Следующий шаг – регистрация нового или перерегистрация имеющегося участка. Для этого заявление об учете изменений вместе с межевым планом нужно подать в Росреестр. Кроме того, могут понадобится и другие документы, устанавливающие право собственности.

Например, свидетельство старого образца, если оно есть или постановление муниципалитета о передаче земли. Бумаги можно подать как лично через МФЦ, отправить по почте или послать электронный варианты.

Кроме того, нужно будет заплатить государственную пошлину, ее стоимость составляет 350 рублей.

Шаг 7. Получаем результаты межевания

Сам процесс межевания с подготовкой документов занимает примерно от 10 дней до двух недель. Далее спустя еще 5-10 дней данные о вашем участке должны появиться на публичной кадастровой карте.

Поэтому на всю процедуру вместе с оформлением у вас может уйти около месяца. После чего вам на руки выдадут документ, который будет содержать данные о границах и размере земельного участка.

Если вы хотите заранее проверить результаты межевания, можно зайти на публичную кадастровую карту или заказать выписку из ЕГРН.

Какие могут возникнуть проблемы при межевании земельного участка?

Не всегда процедура межевания может пройти быстро и гладко. Могут возникнуть сложности и проблемы, причем некоторые из них создают даже сами владельцы земельных участков.

  • Соседи не ставят подпись в письменном согласии. По словам кадастровых инженеров, это самая распространенная проблема, которая чаще всего заканчивается в суде. У соседей есть право не соглашаться с границами участка. В этом случае придется идти на компромисс. Возможно, даже немного уступить несговорчивым жителям. Если договориться не получается, придется идти в суд. 
  • Наложение границ участков. Это может произойти, если один из соседей самовольной заехал на чужую территорию. В этом случае нужно искать собственника этого участка и исправлять ошибки. Если мирным путем договориться не получается, тогда придется обращаться в Росреестр или в суд. Кроме того, если в доме по соседству никто не живет и неизвестно, кто собственник. Узнать немного информации о владельцах можно с помощью выписку из ЕГРН.
  • Ошибка в документах. Однако не всегда наложение границ может произойти по вине собственников. По словам специалистов, в некоторых населенных пунктах карты смещены и границы установлены неправильно. Поскольку раньше государственные структуры проводили общую инвентаризацию земель, фотографировали участки с самолета и по этим снимкам рисовали границы. Соответственно, было очень много смещений участков. Поэтому нужно попробовать договориться с соседями, с чьими участками вы пересекаетесь. Например, поделить ошибочную землю пополам.
  • Несоответствие границ со слов собственника и по приборам. Например, собственник говорит одни границы, а по факту они меньше. Тогда кадастровый инженер и собственник должны договориться. Если разговоры ни к чему не приводят, специалисты могут расторгнуть договор подряда.
  • Незнание закона. По правилам кадастровый инженер может добавить к площади 10% земли. И многие жители думают, что можно сделать это просто так для любого участка и начинают требовать увеличить землю. Но здесь есть один важный момент. Под это правило подходят только те земли, в которых ранее были ошибки на картах и из-за этого размер участка сместился в большую сторону. То есть по факту одна площадь, а по данным в ЕГРН – другая. В этом случае, кадастровые инженеры могут узаконить «лишние» 10%, которыми собственники пользовались, но эти метры не были оформлены.
  • Отказ от геодезистов. Еще одна проблема, которую иногда провоцируют сами собственники, это экономия на выезде геодезистов. Кадастровые инженеры рекомендуют не пренебрегать услугами их коллег. Поскольку геодезисты могут более точно определить границы, были ли смещения на участке и есть ли заезд на соседнюю землю. Если все это сразу точно не определить, дальше могут возникнуть проблемы с соседями, вплоть до судебных разбирательств и больших трат.

Ксения Антонова

Источник: https://egrnreestr.ru/articles/mezhevanie-zemelnogo-uchastka-kak-eto-delaetsya-v-2020-godu

Первое генеральное межевание было начато в 1754 г. Оно помимо учета земель имело целью лишение прав владения и изъятия не соответствующих документам земель

Генеральное межевание земель

Такой формальный подход привел к возбуждению споров соседствующих владельцев даже в случаях отсутствия взаимных претензий до начала межевания. По свидетельствам очевидцев, нередко возникали бурные споры на межах, драки и даже убийства. Это вызывало отрицательное отношение землевладельцев к самой идее генерального межевания и предопределило его неудачный исход.

Отмена крепостного права послужила толчком для проведения первых земельно-оценочных работ в России.

В 1861 г. с провозглашением Манифеста об отмене крепостного права, утвержденного Александром II и переходом платежей с “крестьянских душ” на землю возникла необходимость в земельно-оценочных работах и определении доходности земель. Тогда как до этого земельный кадастр подразумевал только ведение кадастрового учета земель и межевание.

В 1888 г. были закончены съемочные работы по Генеральному межеванию европейской части России. При выполнении измерений на местности использовались астролябии – для измерения горизонтальных углов поворота окружной межи, а мерные цепи – для измерения длин линий.

Генеральное межевание сопровождалось изучением хозяйственного состояния страны. Все планы содержали «экономические примечания» (о числе душ, об оброке и барщине, о качестве земель и лесов, о промыслах и промышленных предприятиях, о памятных местах и пр.). Итоги генерального межевания до Октябрьской революции оставались основой гражданско-правовых отношений в сфере земельного права в России.

Конечным результатом генерального межевания стал «межевой паспорт» или план земельного владения в масштабе 100 русских саженей в одном английском дюйме (1:8400), который изготавливался в двух экземплярах – один владельцу (удостоверение на право владения), второй в государственный архив (рисунок 1). Были составлены планы городов – в масштабе 100 саженей в 1 дюйме (1:8400) и 50 саженей в 1 дюйме (1:4200) и планы уездов (рисунок 2).

Так возник земский земельный кадастр, работы по которому проводились до 1917 года.

Декрет “О земле” упразднил частную собственность на землю в России. После Октябрьской революции 1917 г. в России была осуществлена массовая коллективизация земель. Декретом “О земле” 1917 года провозглашалась абсолютная государственная собственность на землю. Земельный кодекс РСФСР определил порядок коллективизации земель.

В 1935-1938 гг. колхозам были выданы государственные акты на вечное пользование землей. Кадастровым документом, где отражались сведения о землях колхозов, стала Земельная шнуровая книга, а в административных районах – Государственная земельная книга регистрации земель.

Официально понятие “земельный кадастр” появилось в 1969 г.

Основы земельного законодательства СССР и союзных республик содержали специальный раздел, определяющий цели, назначение и составные части государственного земельного кадастра.

Министерство сельского хозяйства СССР 19 июля 1972 г.

утвердило “Указания по государственной регистрации землепользований и государственному учету земель”, Земельную шнуровую книгу, а также новую форму документации – Государственную шнуровую книгу.

В 1976 г. этим же ведомством была утверждена Общесоюзная методика оценки земель. Постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1977 г. было принято Положение о ведении государственного земельного кадастра.

В 80-х гг. возвращается понятие частной собственности на землю в России.

В период с ноября 1989 г. по март 1990 г. Верховным Советом СССР были приняты законы об аренде, о собственности и земле.

Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991 г. узаконил частную собственность на землю и определил механизм передачи в собственность земельных участков.

В истории учета земель современной России можно выделить четыре основных периода:

· 1960-1990 гг. особое внимание уделялось землям сельскохозяйственного назначения, а также перераспределению земель, обеспечению развития производственных сил (в том числе административного планирования) и в достаточно большой степени сохранение плодородия земель.

Процесс учета земель находился под управлением министерства сельского хозяйства. Для учета земель сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных предприятий использовалась земельная шнуровая книга.

В городских поселениях — книга регистрации землепользований;

· 1992-2001 гг. органы кадастрового учета фактически занимались поддержкой проходившей па всей стране процесса приватизации земель. Т.е. кадастр выполнял функции одновременно кадастрового учета и регистрации права. В начале 90-х годов XX в.

земельные участки на праве частной собственности на землю были едва ли не единичными, а полная ясность с его правовым содержанием и возможными перспективами отсутствовала из-за острой политической борьбы.

Таким образом, потребность в законодательном регулировании ведения государственного земельного кадастра остро возникла только во второй половине 90-х годов прошлого века;

· 2001-2008 гг. ведутся две системы учета: по земельным участкам — государственный земельный кадастр (ГЗК), по объектам капитального строительства (ОКС) — организации технической инвентаризации (ОТИ) или бюро технической инвентаризации (БТИ);

· 2008 по наст. вр. развивается единая система регистрации прав и кадастрового учета.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 2255; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/6-79386.html

Порядок генерального межевания

Генеральное межевание земель

Генеральное межевание ставило своей задачей производство измерений и установление в натуре бесспорных границ, которые указывались смежными владельцами по согласию или полюбовному разводу. Это были так называемые границы дач генерального межевания.

Дачи генерального межевания обычно представляли собой участки земли обширных размеров, внутри которых могли быть земли общего, чересполосного и даже спорного характера.

Проведя анализ ср. размера площади дач в России (в десятинах), можно отметить, что наибольший размер составляли дачи в Архангельской губернии – 88050, затем в Оренбургской – 23341, Пермской – 19231десятина; наименьший – в Ярославской – 185, в Псковской – 241, в Тверской – 320 и наконец в Московской – 380 десятин.

Генеральное межевание создавало сеть бесспорных и укреплённых в натуре границ, от которых впоследствии можно было перейти к подробному «специальному» размежеванию. В дачу могли войти различные земли (помещичьи, церковные и др.

) или же земли одного крупного по размерам имения; её также составляли земли, тяготеющие к одному или нескольким селениям.

На каждую дачу генерального межевания составлялся план, а на уезд – генеральный план в масштабе 500 саженей в одном дюйме.

Дачи обозначались не по владельцам, так как права на землю не проверялись, а по названиям местности: деревни, села, пустоши и т.д. Границы обозначались следующими межевыми знаками: межник или просек, столб на повороте и яма.

Яма рылась вперёд по линии на одну сажень от столба, имела вид квадрата в 1 сажень и в глубину тоже сажень: на дно ямы клались три камня и уголь и немного засыпались землёй. Земля от ямы равномерно разбрасывалась на правую и левую стороны, от чего около ямы образовывались валики – развалы ямы.

Эти ямы довольно легко разыскиваются в натуре даже в настоящее время.

При производстве генерального межевания составлялись следующие документы:

– полевой журнал;

– дневной журнал;

– экономический журнал.

В полевом журнале записывались все данные, полученные по измерениям в натуре; дневной журнал служил для отчётности землемера, в нём описывались все его работы и дела; в экономический журнал вносилось описание по определённой форме всех экономических свойств межуемой дачи.

По окончании межевания на каждую дачу генерального межевания составлялись межевые документы: план, межевая книга.

Так как съёмка при генеральном межевании производилась астролябией и цепью, планы генерального межевания составлялись по магнитному меридиану, по румбам, с указанием склонения магнитной стрелки, и на них надписывались румбы, углы и меры линий. На плане цифровой материал мог от времени стираться, пропадать, поэтому весь план и все его цифровые данные описывались словами в особой межевой книге; при утере плана его можно было восстановить по этой книге.

Что касается первых результатов генерального межевания, то следует отметить, что в одно только лето обмежёвывалось 2710 дач общей площадью 1020 153 десятин, то есть в 18 раз больше, чем в течении 10 лет при Елизавете.

Генеральное межевание проводилось по инициативе государства и носило обязательный характер для всех землевладельцев. Работы осуществлялись землемерными партиями, которые подчинялись губернским межевым конторам.

Руководство и надзор за ними, а также разрешение земельных споров, которые не решались в губерниях, осуществляла Московская губернская межевая канцелярия.

При Сенате была образована Межевая экспедиция – высший специальный орган по проведению генерального межевания и последняя (высшая) инстанция по спорным судебно-межевым делам.

За период с 1766 по 1781 год работы по генеральному межеванию выполнялись в Московской, Харьковской, Рязанской, Владимирской, Орловской, Воронежской и других губерниях. Всего за это время было обмежёвано 29855 дач на площади 23,44 млн. га.

В целом генеральное межевание было проведено в 35 губерниях России на общей площади 300,2 млн. га. Всего было обмежёвано 188995 дач. Большая часть из них была обмежёвана к 1796 году.

К концу 70-х годов XVIII в. земельные дела находились в ведении различных органов власти и управления. На высшем уровне это были: Правительствующий Сенат, Межевая часть и Межевая канцелярия.

На местном уровне межевые вопросы решали губернские чертёжные конторы, являющиеся отделением губернских правлений, а также межевые конторы и межевые комиссии (посреднические комиссии, ведающие производством региональных межеваний)

В царствование Павла I (1796-1801) Межевая канцелярия подобно всем другим учреждениям перестала быть коллегиальной. В 1796г. был усилен состав землемеров. Землемерных учеников и канцелярских чинов Межевой канцелярии, введены должности двух директоров для управления архивом и чертёжной.

В 1797г. при канцелярии была утверждена должность прокурора, который наблюдал за исполнением чиновниками своих обязанностей, за возвращением в казну принадлежащей ей земель, за правильностью решений спорных дел, за расходом казённых сумм и казённых сборов.

В 1798г. Межевой департамент Сената образовал при канцелярии временный департамент с целью «приведения к решению прежних и незамедлительном выпуске всех вновь входящих дел».

В 1835г. вступает в действие Свод межевых законов, изданный в 1832г. Он определил состав Межевой канцелярии, предмет её ведения, место в системе судебно-межевых инстанций, порядок назначения главы-директора, членов присутствия и других чиновников.

В началеXIX в. (1836г.) Межевая канцелярия и межевые конторы представляли Межевой корпус, с учреждением которого ему был передан высший надзор за деятельностью межевых учреждений. Архивы Межевой канцелярии занимались выдачей копий с планов и межевых книг землевладельцам и учреждениям. Объём работы был очень большим, в год в среднем выдавалось от 6000 до 6300 копий.

Во все времена в Межевой канцелярии служили просвещённые люди. В фондах канцелярии сохранился подлинник челобитной о зачислении на службу в Межевую канцелярию отставного артиллерии поручика Петра Юрьевича Лермонтова, деда великого поэта.

Она была подана в феврале 1779г. на имя императрицы Екатерины II, и на её основании он был зачислен на службу землемером в возрасте 22 лет. Прослужил П.Ю. Лермонтов в Межевой канцелярии около 5 лет.

Что касается Константиновской землемерной школы, организованной в 1779г., то в 1819 году она была преобразована в училище, а в 1916г. – в Константиновский межевой институт, затем в Московский межевой институт (1918г.

), который дал начало одному из главных высших межевых учебных заведений России – Государственному университету по землеустройству (ГУЗ).

В 1930 году Московский межевой институт разделился а два самостоятельных высших учебных заведений:

– Московский институт землеустройства (с 1945г. – МИИЗ, с 1992г. – ГУЗ);

– Московский геодезический институт (впоследствии МИГАиК).

Специальное межевание

В конце XVIII в. в России продолжались выделение дач генерального межевания и установление их границ. (Дача – участок, которым в действительности владел помещик).

В дачи включались, как правило, земли не одного, а нескольких землевладельцев и землепользователей, поэтому генеральное межевание не устраняло запутанности земельных отношений между соседями-землевладельцами.

Они имели право «добровольно развестись с соседями в границах», пригласив для этих целей за свой счёт («кошт») землемера. Эти действия получили название «своекоштного межевания».

Своекоштное межевание шло очень медленно, так как соглашение между сторонами достигались с большим трудом. Поэтому правительство вынуждено было само начать размежевание владений, находящихся в границах дач генерального межевания, – так называемое специальное межевание.

Генеральное межевание, изначально имея главной целью охватить всю страну сетью генеральных дач с твёрдо укреплёнными юридическими и техническими границами, почти не касалось отношений между землевладельцами внутри них.

Размежевание допускалось лишь в редких случаях, когда все хозяева земли соглашались развестись полюбовно.

По мере увеличения числа генерально обмежёванных дач, вопрос о специальном межевании становился всё более настоятельным.

По этой причине 2 октября 1806г. были изданы Высочайше утверждённые правила о специальном размежевании генеральных дач через уездных землемеров.

Согласно правилам губернские и в особенности уездные землемеры должны были всемерно содействовать размежеванию общих дач генерального межевания.

Этот этап работ специального межевания, длившийся около 30 лет, был назван межеванием через уездных землемеров.

При этой процедуре землевладельцы, замежёванные в общую дачу, составляли соглашение, называемое полюбовной сказкой, в форме письменного юридического акта. В нём они излагали условия размежевания своих земель, то есть фактически договаривались о своих границах.

По правилам 1806 года полюбовная сказка передавалась в уездный суд, который рассматривал условия размежевания и после их одобрения просил губернское правление о посылке землемера.

Землемеры производили работу в натуре и составляли межевые документы; они были обязаны проектировать границы на копии генерального плана.

После проверки и удостоверения их работы уездным судом Межевая канцелярия выдавала землевладельцам документы на раздельное владение.

Специальное межевание было рассчитано на частную инициативу. Кроме того, оно производилось только при условии добровольного и общего согласия всех владельцев на размежевание земель. Практика быстро показала всю трудность такого рода добровольных соглашений, в особенности в дачах с сильной чересполосицей, со сложными экономическими и юридическими отношениями между совладельцами.

К 1835 году правительству стало ясно, что для ускорения специального межевания оно должно осуществляться по инициативе государства.

Законодательным актом, послужившим основанием для ускорения хода специального межевания, явился Именной указ от 12 июля 1850 года. В нём были установлены важнейшие нормы:

1. Всем владельцам, которые пожелают остаться в своих дачах без размежевания и единогласно подтвердят это желание полюбовной сказкой, разрешено оставаться в общей даче.

2. По тем дачам общего и чересполосного владения, о размежевании которых между участниками не достигнуто миролюбивое соглашение, каждому отдельному владельцу дано право просить суд о выделении (вымежевании) следуемой ему части.

3. Посредническим комиссиям предоставлено право передавать в суд дела, по которым отсутствуют добровольные соглашения, и подвергать владельцев, явно уклонившихся от этих соглашений, штрафу от 25 до 50 руб.

4. Для пояснения ранее составленных полюбовных сказок разрешено с согласия всех совладельцев дачи определять дополнительные условия размежевания.

5. Посредникам предоставлено право присутствовать при непосредственном размежевании дачи для решения возникающих затруднений и недоразумений.

6. По тем дачам, где не было крестьян казённых ведомств, для ускорения хода соглашений разрешалось приступать к составлению полюбовных сказок без предварительной съёмки земель на план.

30 декабря 1850 года были изданы правила под названием «Высочайше утверждённые правила судебно-межевого разбирательства».

В ходе специального межевания земель определились контуры будущего межхозяйственного землеустройства.

Контрольные вопросы

1. Чем была вызвана необходимость проведения генерального межевания?

2. Какими межевыми знаками обозначались границы землевладений при генеральном межевании?

3. Какие документы составлялись при производстве генерального межевания?

4. Охарактеризуйте землеустроительную службу России в конце XVIIIв. – начале XIXв.

5. Чем была вызвана необходимость организации школы по обучению «науки землемерия»?

6. Чем была вызвана необходимость проведения специального межевания?

7. Охарактеризуйте основные стороны специального межевания.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/33171.html

История России XVII–XVIII вв

Генеральное межевание земель

Важнейшим мероприятием, содействовавшим укреплению государственной власти, стала губернская реформа. К ее осуществлению приступили в 1775 г., когда Крестьянская война еще продолжалась.

Областное деление России, каким оно было к середине XVIII столетия, в основных чертах сложилось в петровское время, когда учреждены были 11 губерний.

В последующие годы число их увеличено было до 20, но административное управление на местах нуждалось в совершенствовании, недостаток коллегиальности на местах существенно затруднял функционирование власти.

Одной из целей областной реформы было как раз устранение этого недостатка и установление единообразия в системе управления. Теперь вся Россия территориально поделена была на 50 губерний. В основу деления положена была численность населения. Она должна была составлять 300–400 тыс. человек.

Губерния делилась на уезды с населением от 20 до 30 тыс. душ. Такое деление в территориальном плане не было идеальным; так как плотность населения была разной. В центральных районах она была существенно выше, чем на окраинах, поэтому и площадь губерний весьма различалась. Так, все Северное Причерноморье составляло одну губернию. При этом не учитывались и национальные особенности.

Управление губерниями строилось по определенному стереотипу. Во главе стояли назначенные императором губернатор и его заместитель – вице-губернатор.

Когда речь шла о губерниях столичных, или имевших важное стратегическое значение, то во главе стоял генерал-губернатор, под командование которого попадали и расположенные здесь воинские подразделения.

Иногда под властью генерал-губернатора объединялось несколько губерний.

Исполнительным органом было губернское правление. В его состав входила Казенная палата, ведавшая финансовыми делами. Приказ общественного призрения занимался делами школ, больниц, приютов и проч. Судоустройство носило сословный характер.

Во главе уездной администрации стоял капитан-исправник, избираемый дворянами уезда и утвержденный высшими инстанциями. Судебные органы были разделены на три инстанции: в уездных городах для дворян уездный суд, для городского населения – городовой магистрат, для крестьян уезда – нижняя земская расправа.

В губернских городах учреждались: для дворян – верхний земский суд, для городского населения – губернский магистрат, для крестьян – верхняя земская расправа. Во главе всех административных учреждений стояли лица дворянского звания.

Унифицированные таким образом территориальное деление и управление губерниями, существенно усиливали распорядительную власть, стали ступенью ее дальнейшей централизации.

Одной из существенных особенностей областной реформы стало привлечение к непосредственному управлению на местах дворянства, что должно было способствовать его единению вокруг царствующей персоны.

Этому способствовала политика, направленная на максимальное удовлетворение сословных интересов дворянства.

Составными частями этой политики следует считать упрочение монополии дворян на владение землей и крепостными, требование безусловного повиновения их своим господам.

Упрочение и расширение дворянского землевладения, его упорядочение призвано было осуществить Генеральное межевание земель. Задачу эту попыталось решить еще правительство Елизаветы Петровны.

Подготовлены были нормативные документы, согласно которым земля считалась принадлежностью владельца лишь тогда, когда представлялись соответствующие документы, подтверждающие такое право, которое было прерогативой только дворянина. Но многие дворяне по тем или иным причинам таких документов не имели.

В условиях увеличения ценности земли имели место случаи массового расхищения казенных земель, земель, принадлежащих кочевым народам Заволжья. Поэтому в то время дворянство, по-существу, саботировало проведение этого мероприятия. За годы царствования Елизаветы Петровны были обмежеваны земли лишь Московского уезда. В 1765 г.

Генеральное межевание было возобновлено, но уже на принципиально иной основе. Теперь, при отсутствии соответствующих документов на право владения, достаточно было свидетельства двух дворян, подтверждающих это право.

Была организована особая «комиссия о генеральном межевании» и издан был специальный манифест, а также приложенные к нему «Генеральные правила», являвшиеся основой специальных инструкций для непосредственного осуществления намеченного. Все это должно было подчеркнуть важное государственное значение, которое придавалось этой мере.

Генеральное межевание, осуществляемое в масштабах всего Российского государства, стало одним из самых значительных мероприятий государственной власти. Однако вышеназванные принципы, на которых оно теперь проводилось, привело к массовому расхищению земель, прежде дворянам не принадлежавших.

Помещик получил теперь возможность «на законном основании» такие земли присвоить. Генеральное межевание сопровождалось также и массовой распродажей казенных земель за чисто символические суммы.

Так, в малонаселенных местах за десятину черноземной пашни или векового строевого леса помещик уплачивал всего 5 копеек – в сотни раз ниже действительной цены. В 1766 г. издается указ, который предписывал продавать помещикам даже засечные земли.

Особенно энергично осуществлялась такая распродажа в Среднем и Нижнем Поволжье, на юге черноземного центра. Здесь большая часть земель попала в руки титулованной знати.

Генеральное межевание сопровождалось изучением хозяйственного состояния страны.

Вместе с планами и межевыми книгами материалы межевания содержали экономические примечания к описанию поместий, с занесенными в них сведениями о числе душ, о формах феодальной эксплуатации (барщина, оброк), а также экономико-географические данные о качестве земель и лесов, о промыслах и промышленных предприятиях, о памятных местах и проч. Сведения эти представляют важнейший источник для изучения социальной и экономической истории России того времени.

Источник: http://redstory.ru/education/history/145.html

Глава 11.3. Генеральное межевание и общинное землепользование | История Курганской области

Генеральное межевание земель

  • Глава 11.2. «Картофельные бунты»
  • Глава 12. Становление и развитие городов

Большой проблемой в хозяйственной жизни сибирской деревни были земельные споры среди крестьян. Она возникла еще в середине XIX века.

Чтобы урегулировать земельные споры между крестьянами и усилить контроль за использованием государственных земель, с 1765 по 1861 годы стала проводиться государственная политика Генерального межевания.

В итоге этого грандиозного мероприятия предполагалось определить четкие границы (межи) земельных участков, упорядочить право собственности или держания и сбор поземельных налогов.

В 1783 г. правительство спланировало обмежевать земли Курганского округа, однако реальное межевание земель Южного Зауралья началось лишь в 1832 г. Была сформирована рота топографов (16 офицеров и 50 топографов) для обмежевания земель в Сибири.

В Курганском округе межевание было возложено на местных землемеров. Результатом 10 лет их работы стала «Карта Тобольской губернии Курганского округа участков земли для наделения государственных крестьян старожилов и на излишние земли для переселения из малоземельных губерний».

В ходе работ было обмежевано 222 932 десятины земли.

Таким образом, с 1765 по 1861 гг. государству удалось основательно реализовать свои права собственника и в Зауралье.

Из некогда свободно захваченных земель предполагалось выделить для государственных крестьян-переселенцев 400 967 десятин.

У крестьян-старожилов Курганского округа оставалось 1 253 014 десятин, из них удобной – 819 078 десятин на 42 814 души мужского пола, что составило по 19,1 десятины удобной земли на душу мужского пола.

Генеральное межевание Сибирских земель было также необходимо для решения вопроса о земельной собственности.

Еще с XVIII века крестьянин, пришедший в Сибирь, поселялся на «ничейной» земле, он захватывал земельный участок, обрабатывал его, получал с него урожай долгие годы и поэтому считал его «своим», то есть своей земельной собственностью, которую он мог продать, обменять, передать по наследству. Причем размеры такого участка были разные: от 15 до 21 десятины.

У богатых крестьян количество земли достигало свыше 100 десятин. Пахотные угодья располагались порой за несколько десятков верст от основного поселения и на период уборочных работ («страды») крестьяне целыми семьями уезжали «на пашню», где жили в сезонных постройках, которые назывались заимками, балаганами или летними станами.

Однако государство не считало государственных крестьян полными земельными собственниками.

По мнению царской администрации, крестьяне были лишь пользователями своих земельных наделов, а реальный и законный собственник земли сибирской – государство, казна, что неоднократно подчеркивалось в законодательных актах.

Существование «верховной собственности» государства часто связывалось с уплатой зауральскими крестьянами государственной оброчной подати. Следует отметить, что и сами крестьяне полагали, что земля в конечном итоге Божья и царская.

Для решения этого спорного вопроса проводилось не только генеральное межевание, с 1867 г. крестьянам по их желанию стали выдаваться так называемые «владенные записи», в которых указывалась «полная сумма оброчной подати», необходимая для выкупа надела в собственность.

Таким образом, решение земельных споров на новой основе предполагало передачу государственной собственности на землю в руки отдельных домохозяев.

В крестьянских общинах Европейской России происходили очень частые земельные переделы, которые должны были, по мнению крестьян, установить справедливое землепользование среди всех членов общины.

Также существовала чересполосица: все крестьяне наделялись как плодородной, так малоплодородной землей в общине. Переделы в зауральской общине производились через весьма продолжительный срок – очень часто через десять лет.

В Европейской России жеребьевка была основанием распределения полос и опиралась на обычноправовые традиции. Наоборот, коренное население южнозауральского края, старожилы считали жеребьевку «не божеским», «худым порядком», при котором все предоставляется делу случая.

Жеребьевка в Южной части Тобольской губернии была несовместима с «правом старозаимочности» – со стремлением общины оставить по возможности каждого на насиженном и обработанном им месте.

В Европейской России крестьяне считали, что пользование лесными угодьями должно быть общим, так как лес – это «дар Божий», и он «ничейный», не должен никому принадлежать, поэтому крестьяне очень часто совершали незаконные вырубки в государственных или помещичьих лесах.

В Южных округах Тобольской губернии и в частности возникали так называемые «сады» или «рощи», оберегаемые отдельными домохозяевами и за это представляемые общиною в их исключительное пользование. В Курганском округе беспорядочное вольное пользование лесом сохранилось лишь в немногих общинах.

Крестьяне решились разделить лес на подворно-душевые участки, чтобы каждый лесной участок находился под наблюдением отдельного домохозяина, и на принципе «старозаимочности» эти участки часто передавались по наследству.

Землепользование в зауральской общине характеризовалось так называемым принципом «старозаимочности». Данный принцип в мировоззрении зауральского крестьянина превращал землепользование в землевладение и распространялся не только на землю, но и на лесные и рыбные угодья.

В результате частнособственнические настроения в зауральской крестьянской общине были довольно сильными. Этот принцип «старозаимочности» вошел в противоречие со взглядами крестьян-переселенцев, которые в конце XIX в. начали интенсивно прибывать из центральных губерний России.

Вплоть до начала ХХ века в нашем регионе сохранялись традиционные для русских крестьян способы обработки земли. Землю пахали сохой, которая была несколько усовершенствована во второй половине XIX в., а затем боронили.

Сев производился вручную, только в начале ХХ века стали распространяться механические сеялки конструкции Эльворти, но число их было невелико. Уборка урожая также производилась вручную, это был трудный период в жизни крестьянской семьи, который не случайно получил название «страда».

На пашню выезжали практически все члены семьи, в доме оставались только немощные старики, на попечени которых были дети 3-8 лет. Основным орудием оставался серп, коса могла использоваться только когда хлеба были сухими, что в условиях Западной Сибири случалось редко. Сравнительно часто косу использовали только при уборке овса.

В целом, как отмечают исследователи крестьянского быта Западной Сибири, инвентарь и способы обработки земли в этом регионе были более архаичными, чем в Европейской России. В начале ХХ века ситуация начала резко меняться, и наш регион даже несколько вырвался вперед. Это связано с рядом факторов.

Прежде всего проведение железной дороги сделало более доступным орудия труда. Кроме того, сравнительно большие размеры земельных участков, развитие товарного хозяйства и кооперативного движения позволяло закупать достаточно дорогое оборудование. Так, в 1913 году в Ишимском уезде артель закупила даже трактор. Наконец, нельзя отбрасывать огромную просветительскую и меценатскую деятельность таких людей, как губернский агроном Н.Л. Скалозубов, купцы Балакшины и др.

Таким образом, на протяжении XVIII – начала ХХ в. Южное Зауралье было объектом колонизации крестьян из различных районов центральной России.

В ходе хозяйственного и переселенческого освоения региона складывалась и формировалась самобытная русская крестьянская зауральская община со своими экономическими, социальными и культурными особенностями и традициями.

Важнейшими чертами общественного сознания зауральского государственного крестьянина следует считать стремление свободно распоряжаться своей личностью, землей, хозяйством, результатами своего труда, выбирать место жительства, передвигаться по территории страны.

Характерным для крестьянской психологии являлось уважительное отношение к труду, к земле, к семье и старшим, к общине, к грамотности, просвещению, желание добиться большей социальной защищенности в обществе.

  • Глава 11.2. «Картофельные бунты»
  • Глава 12. Становление и развитие городов

Источник: https://history.kurgan.pro/glava-11-3-generalnoe-mezhevanie-i-obshhinnoe-zemlepolzovanie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.