Гособоронзаказ 275 фз

Закупка в рамках гособоронзаказа

Гособоронзаказ 275 фз

Гособоронзаказ – закупки для федеральных нужд, которые необходимы, чтобы обеспечить оборону и безопасность России. В рамках гособоронзаказа поставляют продукцию и в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее – Закон № 275-ФЗ).
Порядок, в котором размещают, выполняют и контролируют гособоронзаказ, права и обязанности участников сделки устанавливает Закон № 275-ФЗ.

Государство повышенно контролирует гособоронзаказ, поэтому обратите внимание:

  • на правила, по которым заключают контракт;
  • идентификацию госконтрактов и платежей по нему – уникальный код;
  • специальные банковские счета, которые необходимо открыть под каждый госконтракт.

Участники гособоронзаказа приведены в таблице.

Госзаказчик
  • Федеральный орган исполнительной власти;
  • Росатом;
  • Роскосмос
Головной исполнитель2Организация, которая заключила госконтракт с госзаказчиком
Исполнитель1Организация (предприниматель), которая:

  • входит в кооперацию головного исполнителя;
  • заключила контракт с головным исполнителем или исполнителем.

Над одним гособоронзаказом работают несколько исполнителей. Одни производят, другие поставляют. Государство обязывает головного исполнителя раскрыть госзаказчику всю сеть исполнителей. Для этого головной исполнитель объединяет всех исполнителей по гособоронзаказу в кооперацию. После чего заказчику легко проконтролировать финансирование и исполнение гособоронзаказа на каждом его этапе по всей цепочке исполнителей. Ведь у госзаказчика есть полный доступ к сведениям о кооперации (п. 5 ст. 6 Закона № 275-ФЗ)

Уполномоченный банк1Банк, который выбрал головной исполнитель. Это банк из числа тех, которые утвердило государство

Это следует из пунктов 2–4.2 статьи 3 Закона № 275-ФЗ.

Гособоронзаказ проходит несколько этапов под государственным контролем. В частности, гособоронзаказ:
1. Формируют. Государство формирует гособоронзаказ на основе военной доктрины, планов строительства и развития Вооруженных сил РФ, государственной программы вооружения.

2. Утверждают. Правительство РФ утверждает гособоронзаказ и определяет госзаказчиков.
3. Размещают. Госзаказчик размещает гособоронзаказ на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru в порядке, который установлен Федеральным законом от 05.04.

2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ).
4. Оформляют госконтрактом и контрактами. Госзаказчик от имени Российской Федерации заключает госконтракт с головным исполнителем. А головной исполнитель заключает контракты с исполнителями других уровней.
5. Выполняют.

Головной исполнитель и исполнители производят гособоронпродукцию (работы, услуги) и поставляют заказчику.
6. Надзирают и контролируют. ФАС России контролирует конкуренцию и ценообразование в военной сфере, а также планирование, размещение и исполнение гособоронзаказов.

Это следует из глав 2, 5 и 5.1 Закона № 275-ФЗ.

Контракт на гособоронзаказ заключают через госзакупки на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru. Порядок, в котором стороны заключают контракт, установлен Законом № 44-ФЗ. Исполнителя определяют по результатам торгов.

Есть случаи, когда исполнителя просто утверждают и заключают с ним госконтракт на гособоронзаказ. Торги не проводят, а исполнитель не вправе отказаться от госконтракта.

Отказаться от госконтракта не вправе:

  • единственный исполнитель, если гособоронзаказ прибыльный;
  • организации, которые занимают доминирующее положение на рынке гособоронзаказа (только если на торгах нет претендентов или по результатам конкурентной процедуры не определили головного исполнителя);
  • организации, которые занимают доминирующее положение по статье 14 Закона № 275-ФЗ (когда у организации нет обоснованных экономических или технологических причин, чтобы отказаться заключать контракт).

Такие особенности установлены пунктами 6 и 6.1 статьи 6 Закона № 275-ФЗ.
В госконтракт включите условие о том, что заказчик должен возместить компании расходы за счет собственных средств на запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий.

Это возможно только по согласованию с госзаказчиком, головным исполнителем, исполнителем и только в пределах цены госконтракта. Об этом сказано в статье 7.1 Закона № 275-ФЗ. Ситуация: должен ли поставщик заключать договор по гособоронзаказу и открывать счет в Казначействе, если поставляет покупателю товар для изготовления продукции в рамках гособоронзаказа

Да, должен.

Заключать договор в рамках гособоронзаказа и открывать счет в Казначействе должны все исполнители в цепочке по гособоронзаказу.

Исполнитель, который поставляет продукцию по государственному оборонному заказу, входит в кооперацию головного исполнителя и должен заключать договоры с головным исполнителем или исполнителем. Расчеты по договорам, заключенным в рамках государственного оборонного заказа, проходят на отдельном счете, открытом в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Об этом сказано в пункте 4 статьи 3, пункте 3 части 1 статьи 8 Закона № 275-ФЗ. Ситуация: по какому закону ФГУП заключить контракт с соисполнителем гособоронзаказа – по 44-ФЗ или 275-ФЗ, если ФГУП – соисполнитель гособоронзаказа третьего звена

Контракт заключите по Закону № 44-ФЗ, но с учетом требований Закона № 275-ФЗ. Например, прежде чем провести закупку или заключить контракт, заказчик должен определить и обосновать начальную цену такой закупки или контракта согласно статье 22 Закона № 44-ФЗ.

Однако если закупка проходит в рамках гособоронзаказа, то рассчитать и обосновать цену закупки заказчик должен по правилам из части 4 статьи 6 Закона № 275-ФЗ. Вывод следует из части 2.

1 статьи 15, части 21 статьи 22, части 6 статьи 33, части 3 статьи 34, части 25 статьи 95, части 10 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Чтобы рассчитать базовую стоимость продукции по гособоронзаказу, применяйте расширенный индексный подход. Стоимость вооружения, военной и специальной техники будут устанавливать раз в шесть лет с ежегодным уточнением на индекс-дефлятор.

Минпромторг, Роскосмос и Росатом по согласованию с ФАС разрабатывают методические рекомендации по ценообразованию в профильных отраслях. Расчет базовой стоимости продукции по ГОЗ утвердили постановлением Правительства от 02.12.2017 № 1465.

Ситуация: в каком документе урегулирована прибыль поставщика по гособоронзаказу и каким документом поставщик может подтвердить расчет цены

Прибыль поставщика урегулирована в разделе IV Положения о государственном регулировании цен из постановления Правительства от 02.12.2017 № 1465.

Прибыль не должна превышать 1 процент плановых привнесенных затрат и 20 процентов плановых собственных затрат организации на поставку, включая производство продукции с учетом пункта 55 Положения. Организации – исполнители государственного оборонного заказа также применяют Порядок из приказа Минпромэнерго от 23.08.

2006 № 200, чтобы определить состав затрат на производство продукции оборонного значения. Подтвердить расчет цены поставляемой продукции поставщик может, например, сметами и калькуляцией цен.

Техническая особенность госконтракта на гособоронзаказ – это его идентификация. Госзаказчик присваивает госконтракту, который заключает с головным исполнителем, специальный код – идентификатор.

В дальнейшем этот код проставляют на всех контрактах, которые заключают в рамках данного гособоронзаказа. Код действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.

Код госконтракта содержит:

  • способ, которым определяют исполнителя;
  • год, в котором заключен госконтракт;
  • год, в котором госконтракт заканчивает действовать;
  • порядковый номер госконтракта;
  • код госзаказчика.

Это следует из пункта 13 статьи 3, статьи 6.1, пункта 5 статьи 7, подпунктов 4 и 9 пункта 1, подпунктов 4 и 9 пункта 2 статьи 8, подпункта 1 пункта 1 статьи 8.3, подпункта 1 пункта 1 статьи 8.5 Закона № 275-ФЗ.
Порядок, в котором заказчик формирует идентификатор, утвержден приказом Минобороны, Казначейства от 11.08.2015 № 475/13н.

Все платежи по гособоронзаказу госзаказчики, головные исполнители, исполнители проводят через специальные счета. Открыть счета обязаны головной исполнитель и исполнители. Головной исполнитель выбирает банк из перечня уполномоченных банков, который предусмотрен частью 3 статьи 8.1 Закона № 275-ФЗ.

Банк России ежемесячно размещает перечень банков, которые соответствуют критериям, на своем официальном сайте (ст. 8.1 Закона № 275-ФЗ).
Под каждый гособоронзаказ открывают отдельный счет. Расходовать деньги с этих счетов можно только на нужды гособоронзаказа.

Операции, которые не связаны с исполнением гособоронзаказа, запрещены. Например, запрещено предоставлять займы и кредиты, покупать иностранную валюту (п. 10 ст. 3, ст. 8.1–8.6 Закона № 275-ФЗ).
В распоряжениях на перечисление денег указывают код конкретного госконтракта.

В платежном поручении код контракта прописывают в поле 22, которое предусмотрено для уникального идентификатора платежа (письмо Казначейства от 04.12.2015 № 07-04-05/05-822).

Ситуация: открывать ли федеральному бюджетному учреждению второй счет в Казначействе для расчетов по контракту в рамках ГОЗ

Нет, открывать второй счет не нужно. Спецсчета открывают только головной исполнитель, исполнители гособоронзаказа.

Для контрактов в рамках гособоронзаказа применяют банковское или казначейское сопровождение. Если контракт подпадает под казначейское сопровождение, то операции по зачислению и списанию денег проходят на счетах, которые открывают в территориальных органах Казначейства. Счета открывают головной исполнитель или исполнители гособоронзаказа. О том, что нужно открыть счет, заказчик уведомляет исполнителей до того, как заключить контракт. Государственный заказчик перечисляет деньги на счета, которые Казначейство открыло в ЦБ. Затем Казначейство переводит деньги на спецсчет исполнителей.
Если контракт подпадает под банковское сопровождение, то счета открывают в уполномоченном банке. Головной исполнитель, исполнители выбирают банк из перечня уполномоченных банков, который предусмотрен частью 3 статьи 8.1 Закона № 275-ФЗ. Условие о том, что расчеты проходят на спецсчетах в уполномоченном банке, заказчик включает в контракт.
Об этом сказано в пункте 6 статьи 7, части 3 статьи 8.1 Закона № 275-ФЗ, пункте 2 раздела 1 Правил, которые Правительство утвердило постановлением от 28.12.2017 № 1680. Ситуация: как взыскать с заказчика деньги по исполнительному листу с отдельного счета, который открыт в рамках гособоронзаказаПолучить деньги с отдельного счета по исполнительному листу можно после того, как контракт будет закрыт.
На операции по отдельному счету, который открыт в рамках гособоронзаказа, действуют ограничения. Например, банк откажет в списании с отдельного счета денег по исполнительным листам. Ограничения прекращают действовать после того, как заказчик уведомит банк, где открыт счет, об исполнении контракта. Поэтому списать деньги по исполнительному лицу с отдельного счета исполнитель гособоронзаказа сможет после того, как контракт будет закрыт, а ограничения со счета сняты. Вывод следует из пункта 9 статьи 8.4, части 2 статьи 8.3 Закона № 275-ФЗ. Позицию подтвердил Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 16.05.2017 по делу № А40-206396/15.

За нарушения в сфере гособоронзаказа предусмотрена административная и уголовная ответственность. Это следует из статьи 15 Закона № 275-ФЗ.
Виды нарушений и размеры штрафов смотрите в таблице.
Внимание: с 9 января 2018 года за попытку извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства, руководителя организации накажут:

  • штрафом от 1 до 3 млн руб. или штрафом в размере дохода за период от одного до трех лет и лишат права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до 10 лет;
  • штрафом от 500 000 до 1 млн руб. или в размере дохода за период от трех до четырех лет, лишением свободы на срок от четырех до восьми лет и права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до трех лет.

Если злоупотребление по гособоронзаказу совершит организованная группа, ее участникам грозит лишение свободы на срок от пяти до 10 лет.

В течение пяти лет нарушители не смогут занимать руководящие должности или вести определенную деятельность.

Такое же наказание с конфискацией имущества предусмотрено за злоупотребление должностными полномочиями при выполнении гособоронзаказа (ст. 201.1 и 285.4 УК).

Источник: https://pravobez.ru/articles/zakupka-v-ramkah-gosoboronzakaza.html

275-ФЗ о государственном оборонном заказе в 2020 году – подводные камни, федеральный закон, изменениями

Гособоронзаказ 275 фз

4   0   1919

Зная особенности Федерального закона № 275 можно снизить вероятность возникновения недопонимания в области формирования государственных заказов в сфере обороны, а также при заключении соответствующего договора.

Закон о государственном оборонном заказе считается специальным по отношению к ФЗ-44, поскольку именно в нем указаны правила формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа. Именно по этой причине целесообразно рассмотреть подробней Закон № 275-ФЗ.

Изначально необходимо знать, что под государственным оборонным заказом подразумевается реализация поставленной задачи в вопросе:

  • поставок;
  • исполнения обязанностей по выполнению работ;
  • предоставления конкретных услуг в сфере обеспечения безопасности страны;
  • поставки различного военно-технического сотрудничества с иными государствами.

275-ФЗ о государственном оборонном заказе в нынешнем году регулирует такие основные сферы, как:

ФормированиеСтатья 5 Закона указывает на месячный период после утверждения Президентом России бюджета федерального уровня
Публикация6 статья указывает на то, что Правительство России оставляет за собой право установить срок размещения гособоронзаказа
ИсполнениеВ данном случае речь идет непосредственно о правах и обязанностях, которыми наделены стороны сделки
Наблюдение и контроль15 статья Закона предусматривает возможность привлечения к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в частности, непосредственно для виновных в нарушениях норм ГОЗ

Согласно с нормами Закона, сторонами-участниками оборонного заказа являются:

  • заказчик;
  • головной исполнитель, которым может выступать юридическое лицо, сформированное в четком соответствии с требованиями российского законодательства и подписавшее соответствующий контракт;
  • исполнитель, в роли которого может выступать лицо, взявшее на себя ответственность по исполнению гособоронзаказа и подписавшее контракт уже с головным исполнителем.

Стороны должны быть указаны в тексте соглашения. Обращая внимание на указанные особенности можно существенно снизить вероятность возникновения различного недопонимания.

Какие существуют подводные камни

Необходимо помнить, что создание государственного оборонного заказа основывается на:

  • военной доктрине России;
  • установленных обоснованных планов развития вооруженных сил;
  • разработанных целевых программ в сфере обороны государства и так далее.

В состав оборонного заказа может быть включено:

  • многочисленные работы в вопросе разработки нового технического вооружения, в том числе и во время модернизации;
  • поставки оружия и различной военной техники в качестве комплектующих к ним;
  • предоставление качественных квалифицированных услуг по ремонту и модернизации оружия и уже имеющейся на вооружение техники;
  • работы, которые направлены на уничтожение химического оружия;
  • строительство, реконструкция и дальнейшая утилизация имеющихся военных объектов и так далее.

Одновременно с этим нужно обращать внимание на то, что подробный порядок и правила разработки государственного оборонного заказа закреплены за Постановлением Правительства России № 1255 от декабря 2013 года.

Уже созданный заказ подлежит обязательному утверждению Правительством России в течении 30 календарных дней после утверждения госбюджета.

Государственные закупки в сфере оборонного заказа осуществляются в четком соответствии с правилами Закона № 44, беря во внимание такие немаловажные положения, как:

Во время размещения конкретного государственного оборонного заказа на производство (изготовление)Модернизацию и возможную ликвидацию вооружения, по отношению к которому будет осуществляться соответствующее банковское сопровождение, причем обеспечение исполнения работ по подписанному государственному контракту не требуется
Документы относительно закупкиДолжны включать в себя полное наименование и товарные знаки в частности конкретного вооружения
Подписание государственного контракта непосредственно по гособоронзаказуЯвляется обязательным для единственных поставщиков, установленного нормами России при условии, что подобное соглашение дает возможности гарантировать достаточный уровень дохода, на основании Постановления Правительства России № 208
Подписание соответствующего договора относится к обязательной процедуреНепосредственно для государственных унитарных компаний и иных уполномоченных юридических лиц, которые занимают лидирующие положения на рассматриваемом рынке, вследствие чего иные потенциально возможные исполнители не были установлены по завершению открытых торгов
Формирование шаблона и его дальнейшее подписание является обязательной процедурой для юридических лиц и компаний из иных форм собственностиКоторые в четком соответствии со статьей 14 Федерального закона № 275 занимают лидирующие позиции. При этом к единственному условию принятия решения об отказе относят технологические либо экономические основания
Период формирования заказаВ рассматриваемом направлении определяется федеральной исполнительной властью

Необходимо также обращать пристальное внимание на то, что регулирование цен заказов в рассматриваемой области происходит с помощью:

Определения списка товаров по конкретному заказуНа которые распространяются нормы регулирования. В четком соответствии с принятым Распоряжением исполнительной власти в лице Правительства в июне 2013 года, в него были включены не только самолеты, но и разные виды танков, средства связи, ракеты и многое другое
Утверждение отдельных правил расчета первоначальной стоимости договораТакое Положение устанавливается Правительством России № 407 от апреля 2015 года
Применение многочисленных видов цен
Учет в стоимости продукцииОсуществление в пределах оборонного заказа расход, осуществляемых на основании его формирования и реализации
Регистрация стоимостиНепосредственно при оборонном заказ
Иными способамиКоторые разработаны и закреплены нормами рассматриваемого Закона

Следует обращать внимание на то, что во время формирования заказа у уполномоченных поставщиков могут применяться такие разновидности цены, как:

УточняемаяВ данном случае речь идет об использовании, если отсутствуют сведения для возможности применения фиксированного размера стоимости. В качестве примера такой ситуации, может послужить возможная поставка товара, цикл которого превышает отметку в 3 года
Стоимость, которая дает возможность говорить о возмещении затратКоторые напрямую связаны с оформлением соответствующего соглашения – может быть задействовано в том случае, если же на период заключения юридически значимой сделки невозможно было установить полную сумма расходов. При этом она может быть еженедельная

Следует обращать внимание на возможность применения фиксированной суммы в иных ситуациях.
Последние внесенные изменения

Изначально нужно помнить, что последние поправки были внесены в сентябре 2017 года (последняя редакция), в частности:

Были добавлены сведения о том, что во время формирования заказа вооружения, военной и различной спецтехникиА также ракет и космических аппаратов, нет необходимости в обеспечении соответствующим договором. Однако такое возможно при наличии банковского сопровождения
Была изменена, а точнее, конкретизирована обязанность заказчика отправлять в банк оповещениеПо факту исполнения обязанность на основании подписанного ранее соглашения
Повышен лимит суммы оплаты затрат до 5 миллионов рублей в месяцПри условии использования отдельного расчетного счета в случае банковского сопровождения

Обращая внимание на указанные поправки можно исключить вероятность возникновения различного недоразумения.

Напоследок можно сказать — рассматриваемый законодательный акт играет немаловажную роль в вопросе формирования государственных заказов в сфере обороны.

Именно в нем подробно изложен порядок и правил подписания соглашений между заказчиком и исполнителем, а также иные немаловажные особенности.

: о сложностях в работе с государственным оборонным заказом

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://bezadvokatoff.ru/275-fz-o-gosudarstvennom-oboronnom-zakaze/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.