Господская земля и крестьянские наделы доклад

Феодалы и крестьяне. В рыцарском замке

Господская земля и крестьянские наделы доклад

Господская земля и крестьянские наделы.

В Средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора» (в данном случае – господина). К IX-X векам всю землю в Западной Европе захватили феодалы. Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье, – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее – замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продук¬тов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел.

За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности у то есть выполнять принудительные обязанности.

Главными повинностями зависимых крестьян были барщина и оброк.

Барщиной называли все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу.

Крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины оброкдолю продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, сало, мед, а также изготовленные ими изделия: полотно, кожи, пряжу, в ряде случаев и деньги. При вступлении в наследство сын умершего был обязан отдать господину лучшую голову скота.

Чтобы заставить крестьян, которые обычно наследственно владели своим хозяйством, исправно нести повинности, помещикам нужна была власть над ними.

Они имели право судить людей, которые жили в их владениях и которые были поземельно зависимыми крестьянами.

За не вовремя сданный оброк, за плохую работу на барщине крестьянина вызывали в суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание (судебная зависимость).

Самым тяжелым было положение лично зависимых крестьян.

Чаще всего потомки прежних рабов не только не владели своей землей, но были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, продать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь.

Феодал мог потребовать от этого крестьянина дополнительную работу. Если дочь этого крестьянина выходила замуж за человека из чужого владения, ее родители должны были уплатить феодалу выкуп.

Труд крестьян.

В отличие от рабов крестьяне уважали свой тяжелый труд и высоко ценили трудолюбие. При выборе жениха или невесты в крестьянской семье наибольшее внимание обращалось на умелость, сноровку, трудолюбие и сметливость будущего члена семьи. С ленивыми, неумелыми старались не родниться. Пригожесть невесты или личные чувства молодых редко принимались во внимание.

Крестьяне обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в наследство от отцов и дедов. Обычно пахали легким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко – лошадь.

Почву рыхлили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру.

Зерно, если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов.

Крестьяне сами строили жилища и делали мебель, крестьянки обрабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили грубую одежду из льна, шерсти, кожи.

Жертвы эпидемии чумы.

В крестьянском хозяйстве преобладал мелкий скот: овцы, козы, свиньи. Волов и коров было мало, так как зимой для них не хватало корма. Крестьяне держали в хозяйстве кур, уток, гусей, голубей.

Урожаи были низкими: зерна получали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Треть, а то и почти половину собранного оставляли на семена, часть отдавали в оброк господину и 1/10 часть урожая – церкви.

Урожай зависел не только от стараний крестьянина, но и от погоды. Даже небольшие заморозки и засухи губили посевы, и тогда наступал страшный голод, длившийся месяцы и даже годы. Многие умирали от голода, бытовало даже людоедство.

Заразные болезни тысячами уносили в могилу ослабевших, истощенных людей. В первые столетия Средневековья население Европы из-за высокой смертности почти не увеличивалось.

И лишь с XI века благодаря улучшению климата и распашкам новых земель население стало заметно увеличиваться, появились тысячи новых деревень и хуторов.

Натуральное хозяйство.

Натуральное хозяйство.

Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей.

В вотчинах феодалы устраивали целые мастерские: там дворовые мастера изготовляли оружие, конскую сбрую, мастерицы – ткани, одежду. Таким образом, все необходимое для жизни людей производилось в самой вотчине.

Ни феодалам, ни крестьянам почти ничего не нужно было покупать. Им обычно приходилось приобретать привозные соль и железо, выменивая их на продукты у бродячих торговцев или на ярмарках.

Чтобы иметь деньги для покупки оружия и предметов роскоши, феодалы старались продать часть запасов продуктов или заставить крестьян платить оброк деньгами, продавая свои продукты и изделия. Но сделать это было нелегко – ведь во всех вотчинах производили примерно одно и то же.

Поэтому у феодалов редко водились наличные деньги, крестьяне же их почти не имели. Хозяйство было натуральным, то есть продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.

Крестьянская община.

Община ведала хозяйственными делами, следила за тем, чтобы у всех общинников были равные условия для ведения хозяйства.

На сельском сходе крестьяне сообща решали свои вопросы. Отказываясь выполнять чрезмерные требования феодала, крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей. Лишение крестьян собственности на землю и втягивание их в зависимость вызывали ожесточенное сопротивление как еще свободного, так и уже зависимого крестьянства.

Фиксация феодальной зависимости хотя бы на некоторое время ограждала крестьян от повышения нормы эксплуатации. Фиксация феодальных повинностей диктовалась и стремлением феодалов определить и закрепить размеры своих вотчинных доходов.

Для того чтобы обеспечить свою безопасность, человек вынужден был искать себе покровителя, господина и защитника. Крестьяне были объединены в общины, которые ведали прежде всего хозяйственными делами. Деревенская пашня делилась на участки (полосы), составлявшие крестьянские наделы.

Чтобы у общинников были равные условия для ведения хозяйства, полосы земли нарезались крестьянам в разных местах, создавая «чересполосицу», когда приходилось перебираться через участки соседей и даже господские.

После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище, на него выгоняли скот все жители деревни. Поэтому общинники начинали и заканчивали полевые работы одновременно и засевали поля одинаковыми зерновыми культурами.

Собираясь на сельский сход, крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву.

Функции крестьянской общины.

Кроме пашни, в имениях были угодья: луга, леса, озера и реки. Частично они принадлежали господину, но частью угодий владела община. Господа всеми способами отнимали общинные угодья в свою пользу, запрещая крестьянам пользоваться озерами и лесами.

https://www.youtube.com/watch?v=hAU7xw4O5TA

Феодалы требовали, чтобы крестьяне мололи хлеб на господских мельницах (а не дома, при помощи ручных жерновов), за что брали особые поборы. Все это ухудшало положение крестьян.

Община поддерживала мир и порядок на своей территории, разыскивала преступников. Она помогала беднякам выплачивать налоги, опекала крестьянских вдов и сирот, хранила обычаи, проводила празднества и игры.

Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, когда он пытался увеличить о0ычные размеры повинностей.

Иногда крестьяне отказывались работать на господ, поджигали их дома и амбары. В одиночку и целыми деревнями они убегали от жестоких господ и селились на пустующих землях. Своим упорным сопротивлением крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей и произвола господ. 

Источник: https://sskorshunova.ucoz.ru/load/1-1-0-127

Средневековая деревня и ее обитатели

Господская земля и крестьянские наделы доклад

В период Средних Вековосновной ценностью была земля. Она кормила и одевала средневековых людей.

Работы в поле

В IX–X веках вся земля в Западной Европе оказалась в руках феодалов. Леса, реки, выгоны для скота, водоёмы тоже стали их собственностью.

Постепенно возниклафеода̀льная во̀тчина(помѐстье) – потомственное земельное владение феодала.

Центром вотчины былгоспо̀дский двор. В него входили: дом (позднее замок) феодала, хозяйственные постройки, скотный двор, птичник, мастерские ремесленников, мельница, сад.

Господский двор

Вся земля вотчины делилась на две части: госпо̀дскую и крестьянские надѐлы.

За пользование наделами крестьяне неслиповѝнности– выполняли определённые работы для феодала.

Основными повинностями были ба̀рщина и обро̀к.

Ба̀рщина это все работы крестьян в хозяйстве феодала. Обработка господской части вотчины, урожай с которой целиком шёл феодалу, ремонт и строительство зданий, хозяйственных построек, мостов.

Обро̀к заключался в выплате феодалу продуктов, полученных с крестьянского надела или денег.

Повинности крестьян

Полученные наделы и господские земли крестьяне обрабатывали своими орудиями труда.

Были и другие виды повинностей. Феодал мог взимать с крестьян пошлину за вступление в брак, за помол зерна на своей мельнице, за пользование своими лесами и озёрами.

Пошлины

Также крестьяне платилидесятѝну налог в пользу церкви в размере 1/10 части своего дохода.

Несмотря на обилие повинностей, средневековый крестьянин, в отличие от раба, имел определённые права. Если он исправно выполнял повинности, господин не мог забрать его надел.

Жизнь и имущество крестьянина охранялись законом. Феодал не мог его казнить, продать или обменять без земли и отдельно от семьи, произвольно увеличивать повинности.

Чтобы заставить крестьян исправно платить налог, феодалы закрепили за собой право суда.

[attention type=green]
За плохую работу на барщине, за не вовремя сданный оброк, крестьянину могли назначить штраф или другое наказание.
[/attention]

Крестьяне были объединены в общѝну. Она играла огромную роль в жизни крестьян. Все вопросы, за исключением тех, которые должен был решать сеньор, решались при участии общины.

Община занималась хозяйственными делами, оказывала помощь нуждающимся, поддерживала порядок, разбирала споры членов общины, наказывала нарушителей, организовывала праздники.

На сельском сходе в рамках общины крестьяне решали свои дела.

Поля крестьян располагались наиболее близко к домам.

Деревенская пашня делилась на участки (по̀лосы), составлявшие крестьянские наделы.

Чтобы у общинников были равные условия для ведения хозяйства, их земли «нарезались» в разных местах, создаваячересполо̀сицу.

Чересполосица

За пашней располагались уго̀дья: луга, леса, реки и озера. 

Между феодалами и крестьянами часто возникали конфликты.

Восстание крестьян

Чрезмерные требования феодалов вызвали сопротивление крестьян. Оно считалось справедливым, поскольку нарушались нормы обычаев, договоренности между крестьянами и владельцами земли, установленные очень давно.

Земледелие было основным занятием людей в эпоху Средневековья, поэтому большая часть населения Европы (около 90%) проживала в деревнях.

Средневековые деревни были небольшими – они насчитывали по 10–15 дворов. В землях, где был благоприятный климат, в деревнях было до 50 дворов.

Двор состоял из жилища крестьянина и хозяйственных построек: амбара, хлева, сарая. Ко двору примыкал приусадебный участок.

Материал, из которого строили дома крестьян, был разным и зависел от местности, в которой его возводили.

Крестьянский двор

На севере дом чаще всего строили из деревянных жердей, обмазанных глиной. На юге больше применяли камень.

Беднейшие крестьяне могли жить и в землянках. Крышу дома покрывали соломой.

Окна на ночь и в непогоду закрывали ставнями.

Крестьянский дом

Дом состоял из одной комнаты с нишами для кроватей и кухни.

Обстановка дома состояла из большого ларя, грубо сколоченного стола, нескольких лавок или кроватей для сна.

Также в доме находился очаг. Он служил источником тепла, на нём готовили пищу.

Питание средневекового крестьянина всегда было скудным.

Обычной пищей крестьян были хлеб, каши, овощи, различные похлёбки. Реже ели мясо, рыбу и сыр.

Питание крестьян

Неурожаи и голод – постоянные спутники Средневековья.

Зерна собирали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Урожай зависел не только от труда крестьян, но и от погоды.

Холода и засухи губили посевы, после чего наступал голод. Он мог длиться годами. Поэтому население Европы почти не росло.

Положительные изменения начались только в XI веке.Они связаны с улучшением климата в Европе.

Голод

Орудия труда оставались практически неизменными на протяжении всего Средневековья.

Пахал крестьянинлё̀гким плу̀гом. Он не переворачивал пласты земли, а только её бороздил.

Плуг тянуливолы. Почву рыхлилибороно̀й. Урожай срезалисерпа̀ми, потом молотилицѐпом. Зерно провеивали и затем мололина мѐльнице – господской или чаще ручной. В итоге получалась мука, из которой пекли хлеб.

Крестьянин не мог содержать в своём хозяйстве много крупных животных (волов, лошадей), для них не хватало корма. Поэтому преобладал мелкий скот: свиньи, овцы, козы. Также крестьяне держали кур, уток, гусей.

Крестьяне и ремесленники обеспечивали продуктами своего труда не только себя, но и феодала. Вместе они же и потребляли все эти продукты.

Тип хозяйства, где всё необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называетсянатура̀льным.

Натуральное хозяйство являлось основой феодального общества.

Но некоторые продукты и изделия не могли быть произведены в вотчине. Поэтому железо, соль, предметы роскоши для феодалов приходилось покупать или выменивать.

Подведём итоги.

Вся жизнь крестьян была наполнена тяжёлым трудом.

Они сами строили жилища и делали мебель, обрабатывали продукты питания, изготавливали одежду.

Именно на крестьянском труде основывалась экономика Средневековой Европы.

Сословие «тех, кто работает», являлось основой благосостояния средневековых государств.

Источник: https://videouroki.net/video/14-sriednieviekovaia-dierievnia-i-ieie-obitatieli.html

Средневековая деревня и её жители . В рыцарском замке . Две части

Господская земля и крестьянские наделы доклад

В IX–X веках вся земля в Западной Европе оказалась в руках феодалов. Леса, реки, пастбища для скота, водоёмы тоже стали их собственностью.”Нет земли без хозяина” – говорили в то время .

Постепенно возникла феодальная вотчина (поместье) – потомственное земельное владение феодала.

Центром вотчины был господский двор. В него входили: дом (позднее замок) феодала, хозяйственные постройки, скотный двор, птичник, мастерские ремесленников, мельница, сад.

Господский двор

Вся земля вотчины делилась на две части: господскую и крестьянские наделы.

Деревенская пашня делилась на участки (полосы), составлявшие крестьянские наделы.

Чтобы у общинников были равные условия для ведения хозяйства, их земли «нарезались» в разных местах, создавая чересполосицу.

За пользование наделами крестьяне несли повинности – выполняли определённые работы для феодала.

Основными повинностями были барщина и оброк.

Барщина – это все работы крестьян в хозяйстве феодала. Обработка господской части вотчины, урожай с которой целиком шёл феодалу, ремонт и строительство зданий, хозяйственных построек, мостов.

Оброк заключался в выплате феодалу продуктов, полученных с крестьянского надела или денег.Сбор оброка феодалом .

Полученные наделы и господские земли крестьяне обрабатывали своими орудиями труда.

Были и другие виды повинностей. Феодал мог взимать с крестьян пошлину за вступление в брак, за помол зерна на своей мельнице, за пользование своими лесами и озёрами.

Также крестьяне платили десятину – налог в пользу церкви в размере 1/10 части своего дохода.

Несмотря на обилие повинностей, средневековый крестьянин, в отличие от раба, имел определённые права. Если он исправно выполнял повинности, господин не мог забрать его надел.

Жизнь и имущество крестьянина охранялись законом. Феодал не мог его казнить, продать или обменять без земли и отдельно от семьи, произвольно увеличивать повинности.

Чтобы заставить крестьян исправно платить налог, феодалы закрепили за собой право суда.

[attention type=green]
За плохую работу на барщине, за не вовремя сданный оброк, крестьянину могли назначить штраф или другое наказание.
[/attention]

Крестьяне были объединены в общину. Она играла огромную роль в жизни крестьян. Все вопросы, за исключением тех, которые должен был решать сеньор, решались при участии общины.

Община ведала хозяйственными делами, оказывала помощь нуждающимся, поддерживала порядок, разбирала споры членов общины, наказывала нарушителей, организовывала праздники.

Двор состоял из жилища крестьянина и хозяйственных построек: амбара, хлева, сарая. Ко двору примыкал приусадебный участок.

Чрезмерные требования феодалов вызвали сопротивление крестьян. Оно считалось справедливым, если нарушались нормы обычаев, договоренности между крестьянами и владельцами земли, установленные очень давно.Обычно такие восстания подавлялись феодалами .

Часть вторая . В рыцарском замке .

По приказу феодала, напуганного восстанием, крепостные крестьяне вместо прежней, деревянной усадьбы много лет возводили на высокой скале каменный замок. За его мощными стенами феодал мог укрыться и от восставших крестьян, и от нападений других феодалов.Сначала замки строили из дерева, позднее — из камня.

Мощные стены служили надежной защитой. Со временем замки несколько видоизменились. Замок возводили на холме или высокой скале и окружали широким рвом с водой. Иногда замок строили на острове посреди реки или озера.

Через ров пли протоку перекидывали подъемный мост, который на ночь и при нападении врагов поднимали на цепях.

Феодалы часто воевали между собой . Если вдали показывалось войско врага, в замке сразу же раздался сигнал тревоги — звук боевой трубы. По этому сигналу хозяин замка и его воины занимали места на стенах и башнях, чтобы отбить нападение одного из соседних феодалов.

Осаждающие применяют для штурма орудия, известные с древних времен: с помощью метательных машин они забрасывают на стены камни. Но чтобы взобраться на стены, им предстоит преодолеть ров, сухой или наполненный водой.

Воины в доспехах под градом стрел забрасывают ров камнями и ветками, перебрасывают через него бревна и оказываются под стенами крепости. Теперь под обстрелом с высоких отвесных стен и башен придвигают осадную башню на колесах с перекидным мостиком, подставляют приставные лестницы.

Их забрасывают камнями, льют на них кипяток и горячую смолу. Особенно упорная борьба у ворот: по обе стороны от них воздвигнуты башни, превращающие ворота в небольшую самостоятельную крепость.

Но борьба еще не окончена: предстоит бой за главную башню — донжон.

Единственная железная лестница, ведущая в него, расположена высоко над землей, к ней не подберешься. Но если даже дверь разбита, то приходится вести борьбу за каждый этаж. Донжон разделен перекрытиями на несколько этажей, которые сообщаются между собой с помощью приставных лестниц.

Теперь лестницы убраны, а люки между ними закрыты тяжелыми каменными плитами. Когда штурмующим удается добраться до верхнего этажа, владелец замка вместе с воинами выходит через подземный ход к лесу, где его ждут оседланные кони. Он спешит к своему другу и покровителю — богатому и знатному феодалу, располагающему большим воинским отрядом.

При дворе знатного феодала в это время проводится церемония посвящения в рыцари его старшего сына. Стать настоящим воином-рыцарем — непростое дело. Ведь владение всеми видами оружия требовало длительной тренировки, поэтому феодалы готовились к военной службе с детства.

С 7 лет сын рыцаря покидал отцовский замок и служил пажом при дворе знатного феодала. Он упражнялся в фехтовании, борьбе, верховой езде, метании копья, пении и танцах. Читать и писать его учили не всегда. Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю оруженосцем.

В замке он ухаживал за лошадьми и собаками, встречал гостей и прислуживал за столом, в походе вез доспехи рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное оружие.

Только после длительной службы отличившихся в боях посвящали в рыцари во время большого праздника в присутствии многих феодалов.

Посвящаемый становится на колени перед самым знатным из гостей, тот бьет юношу ладонью по затылку или по щеке (или мечом плашмя по спине) — это единственный в жизни удар, который рыцарь может получить и оставить без ответа. Потом он берет меч и надевает шпоры – знаки рыцарского достоинства. Церемония завершается показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен пронзить копьем мишень.

По случаю посвящения сына в рыцари знатный феодал устроил большую охоту. Охота дает возможность рыцарю проявить силу и отвагу, потому что борьба с раненым диким кабаном или медведем столь же опасна, как с вооруженным врагом, а погоня за оленями совершенствует искусство верховой езды, необходимое воину.

Праздник завершается пиром в рыцарском замке. В большом зале, освещенном смоляными факелами, накрыт большой стол. Феодал сам любит славно поесть и гостей накормит до отвала и напоит допьяна.

Сколько людей живет в замке! Здесь и рыцари без поместья, и оруженосцы, пажи, и конюшие, и виночерпии, и псари, и привратники, и повара: одни едят за столом, другие им прислуживают. Целые окорока, громадные пироги с мясом и рыбой исчезают без следа.

Кинжалами хозяин и гости режут зажаренные целиком туши оленей, поросят, хватают куски руками, запивают пищу вином из рогов и металлических кубков.

Рыцари громко смеются, забавляясь проделками шута. О чем они могут говорить? Скорее всего, хвастаются своими боевыми подвигами, силой и рассказывают о войнах и походах, мешая правду с вымыслом. А может, спорят о знатности и древности своих родов, хвалятся числом знаменитых предков.

Феодалы были знатоками по части происхождения каждого рода, знали, кто с кем состоит в родстве, с какого века каждый из них ведет свой род.

У каждого рыцаря есть свой герб – знак воинской доблести его рода.

Обычно он имеет форму щита с четырьмя полями, разрисованными разными красками. На нем изображены различные животные, рыбы, звезды, башни. Каждая фигура и каждый цвет имели особый смысл. На ленте под гербом писали короткое изречение — девиз; он обычно объяснял смысл герба.

Чаще всего девизы подчеркивали смелость, гордость и высокомерие их владельцев.

Любимыми развлечениями рыцарей были разнообразные соревнования, участники которых имели возможность проявить свою доблесть, силу и мастерство на специальных аренах. Эти соревнования назывались турнирами. В Западной Европе короли и влиятельные герцоги устраивали турниры по какому-либо важному поводу, например, женитьба короля или принцев, договор о мире и т.

д. Претенденты на победу съезжались с разных стран. В турнире мог принять участие и сам король. Разумеется, наиболее почетные места для зрителей занимали знатные дамы. Рыцари бились тупым оружием – копьями с закругленными, а не острыми, концами или затупленными мечами, поэтому удары, которые причинялись соперниками друг другу, не были смертельными.

К тому же, тяжелые железные латы, шлемы с забралами и щиты защищали рыцарей от серьезных ранений. Сам турнир начинался так: звучал звук труб и на арену выезжали несколько пар конных рыцарей в полном вооружении. Они встречались на средине арены и причиняли удар за ударом противнику. Если ломалось копье, рыцарь возвращался за новым оружием и снова вступал в бой.

Заменить оружие разрешалось двенадцать раз. Большинство рыцарей, которые на протяжении нескольких часов демонстрировали свою силу и ловкость, устав, вынуждены были прекратить бой. На арене оставалось два бойца. Между ними продолжалась борьба. Победителем становился тот, кто смог выбить противника из седла.

Он получал награды; в его честь пели песни, устраивали банкет.

Отношение рыцарей – феодалов к своим крестьянам .
Они с презрением рассуждают о той черни, которая их кормит и одевает.

Крестьянин тот же вол, только без рогов ! – восклицает один.

Хорошо, когда крестьянин плачет; худо, когда он радуется, — вторит ему другой. А третий предлагает затянуть рыцарскую песню, в которой ярко выражено презрение феодалов к простому народу.

Наконец феодал возвращается с отрядом воинов в свой замок. Его противник, прежде чем отступить, не забывает ограбить крестьян своего врага, вытоптать посевы, угнать скот. Вернувший господин, хотя и не смог защитить своих крестьян от нападения, потребует расплатиться сполна.

=====================================Вопросы к первой части .Почему крестьяне не могли отказаться работать на феодала ?Перечисли повинности крестьян .

Какие продукты и вещи получали крестьяне своим трудом ?Что значит жить “натуральным хозяйством”?————————————————Вопросы ко второй части .

Как был устроен рыцарский замок ? Почему ?Как происходило посвящение в рыцари ? Что этому предшествовало ?Опиши основные занятия рыцарей .———————————Даша , 5.
Рома ,5.5.

Источник: http://kanturu.tmweb.ru/node/204

Феодальное поместье

Господская земля и крестьянские наделы доклад

1. Феодалы владельцы земли

Большинство людей в средние века занимались – сельским хозяйством – выращиванием хлебов,  разведением скота. Поэтому земля была в то время главным богатством. Но к IX-X векам всю землю в Западной Европе захватили крупные землевладельцы. Поля, леса, пустоши, даже реки стали их собственностью. Прежние общины сохранились, но из свободных они стали крепостными.

Земельное владение, населённое крепостными крестьянами, называлось феодом, а владелец земли и крепостных крестьян – феодалом. Феодал передавал свой феод по наследству старшему сыну.

Крупным феодалам принадлежали целые области с десятками и даже сотнями деревень. Нередко владения крупного феодала были разбросаны в разных частях страны. Мелкому феодалу обычно принадлежала одна деревня.

2. Господская  земля и крестьянские наделы. 

На земле прежней свободной общины феодал  создавал поместье – большое хозяйство, в котором работали крепостные крестьяне.

В центре поместья находился господский двор, обнесённый оградой. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев и птичник. Иногда у феодала был свой сад и огород. Вокруг господского двора, среди полей, располагались деревни, где жили крепостные крестьяне.

Вся пахотная земля в поместье делилась на две части: господское поле и крестьянские наделы. Урожай с господского поля целиком поступал в амбары феодала. Крепостные крестьяне вели своё хозяйство на выделенных им наделах. Леса, луга, воды были захвачены феодалом, но пользоваться ими разрешалось и крестьянской общине.

В отличие от раба крепостной крестьянин был наделён землёй, имел Собственные орудия труда, рабочий скот, хижину. Работая в своём хозяйстве, крестьянин кормил себя и семью. На своей лошадёнке, своим плугом и.бороной он обрабатывал поле господина и свой надел. 

3. Повинности  крепостных крестьян

За пользование землёй феодалы заставляли  крестьян нести повинности, то есть выполнять принудительные обязанности.

Крестьянин должен был вспахать и засеять поле господина, а затем скосить, свезти и обмолотить собранное зерно. Часто, когда он работал на господском поле, ветры и дожди губили его урожай.

Крепостные крестьяне выполняли бесплатно и другие работы в хозяйстве феодала: строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу.

Жёны и дочери крестьян ткали полотно для феодала, дети собирали для него в лесу грибы и ягоды. Управляющий и слуги феодала зорко следили за тем, чтобы крестьяне не уклонялись от работы.

Все работы крестьян в хозяйстве феодала назывались барщиной.

Крестьяне должны были даром отдавать феодалу часть продуктов своего хозяйства: зерно, скот,птицу, яйца, масло, мёд. Они обязаны были приносить и часть изготовленных ими изделий: полотно, пряжу, кожи. Платежи крестьян феодалу продуктами и изделиями своего хозяйства назывались оброком.

Сдача оброка феодалу

На господском дворе управляющий и приказчик по списку принимают у крестьян оброк. Через плечо приказчика перекинута связка с палочками, на которых в знак сдачи оброка делаются зарубки топором.

Каждую палочку раскалывают затем пополам: одну половинку получает крестьянин вместо квитанции, а другая остаётся у приказчика. Слуги переносят продукты в амбар.

Среди крестьян, сдающих оброк, – старик и его жена; они спорят с управляющим о размере оброка.

Барщина и оброк были главными повинностями крепостных крестьян.

Феодалы вводили всё новые поборы. Крестьян заставляли молоть зерно на господской мельнице, выпекать хлеб в господской печи, давить виноград на прессах феодала – и за всё это надо было платить! Феодалы брали с крестьян особую плату за проезд по мосту, реке или дороге.

Тяжелы были повинности крестьян и в пользу церкви. Они должны были отдавать ей десятую долю урожая и приплода скота. Это называлось церковной десятиной.

Феодалы жестоко эксплуатировали крепостных крестьян.

4. Натуральное хозяйство 

Всё необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось внутри поместья. Несложными инструментами крестьянин строил себе дом, мастерил орудия труда, изготовлял посуду, одежду и обувь. Он обеспечивал продуктами и изделиями также своего господина, его семью и слуг.

В больших поместьях феодалы устраивали мастерские, где работали крепостные мастера; они изготовляли оружие, сбрую, ткани.

Ни феодалу, ни крестьянам почти ничего не нужно было покупать. Лишь за солью и железом отправлялись к местам, где они добывались, и выменивали их на продукты. Изредка в поместье заходил бродячий торговец с коробом на плечах.

Он предлагал владельцу поместья купить драгоценности, шелка и другие предметы роскоши. Чтобы иметь деньги для покупки таких вещей, феодалы старались продать часть продуктов. Но продавать продукты было трудно, так как во всех поместьях производилось одно и то же.

Поэтому даже у феодалов редко водились деньги.

Большая часть продуктов, получаемых от крестьян, шла на стол феодала. Владелец поместья поедал их вместе со своими гостями и слугами. Остатки складывали в амбары и создавали запасы (см. документ). Крестьяне имели так мало продуктов, что им едва хватало на жизнь, крестьянам нечего было продавать.

До XI века торговые связи между областями были слабыми.

В VI – X веках в Западной Европе безраздельно господствовало натуральное хозяйство, при котором всё необходимое для жизни производилось внутри поместья. При натуральном хозяйстве почти ничего не продавалось и не покупалось.

ДОКУМЕНТ – Отрывки из указа Карла Великого, в котором он разъяснял управляющим королевскими поместьями, как вести хозяйство

Каждый управляющий пусть заботится о том, чтобы продукты в течение всего года в изобилии к господскому столу притекали.

Ежегодно посылать для нашего стола: овощи, рыбу, сыр, масло, мёд, горчицу, уксус, пшено, просо, зелень сушёную и свежую, воск, мыло и прочую мелочь.

В главных поместьях наших содержать не менее 100 кур и 30 гусей.

В покоях каждого поместья иметь постели, скатерти, кобры на лавки, посуду, крючья, топоры, свёрла, ножи и всякие вещи, чтобы не надо было где-нибудь их просить или занимать.

Женским помещениям нашим давать материал для работы: лён, шерсть, краски, гребни для чесания Шерсти, мыло и прочую мелочь.

Чтобы каждый управляющий имел добрых мастеров: кузнецов, серебряных и золотых дел мастеров, сапожников, токарей, плотников, оружейников, мыловаров, пивоваров, хлебопёков и других, перечислять которых было бы долго.

Остатки от всякого рода продуктов хранить до нашего распоряжения, чтобы согласно приказу нашему или продавалось, или же оставалось в запасе.

Источник: https://hist-world.com/istoriya-srednikh-vekov-v-xvii/84-feodalnoe-pomeste.html

Господская земля и крестьянские наделы. (1,2,3) Господская земля и крестьянские наделы. (1,2,3) Феодалы – собственники земли. Феодалы – собственники земли. – презентация

Господская земля и крестьянские наделы доклад

1

2 Господская земля и крестьянские наделы. (1,2,3) Господская земля и крестьянские наделы. (1,2,3) Феодалы – собственники земли. Феодалы – собственники земли. Феодал и зависимые крестьяне. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Крестьянская община. Как жили крестьяне? Как жили крестьяне? Натуральное хозяйство. Натуральное хозяйство. План.

3 Господская земля и крестьянские наделы.1 феодальная вотчина, или поместье, – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне Господская земля и крестьянские наделы. В Средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора» (в данном случае – господина). К IX-X векам всю землю в Западной Европе захватили феодалы.

Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. феодальная вотчина, или поместье, – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне Господская земля и крестьянские наделы. В Средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора» (в данном случае – господина). К IX-X векам всю землю в Западной Европе захватили феодалы.

Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью.

4 Господская земля и крестьянские наделы.2 В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее – замок.

Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня. В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее – замок.

Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

5 Господская земля и крестьянские наделы.3 Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью.

На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел. Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью.

На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел.

6 Феодалы – собственники земли. (поместье) – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне Господская земля Крестьянские наделы Феодальная вотчина

7 Феодал и зависимые крестьяне. Это принудительные обязанности за пользование крестьян землей феодала. обязанности за пользование крестьян землей феодала. повинности барщинаоброк Все работы в поместье Феодала – это часть продуктов труда крестьянина, которую он отдавал своему хозяину.

8 Положение каких крестьян было наиболее тяжелым? Почему? Виды Крестьянской зависимости Поземельно зависимые Лично зависимые

9 Крестьянская община. ведала хозяйственными делами: делила землю, решала, что сеять и когда убирать урожай. Владела угодьями ведала хозяйственными делами: делила землю, решала, что сеять и когда убирать урожай.

Владела угодьями поддерживала мир и порядок поддерживала мир и порядок помогала бедным выплачивать налоги помогала бедным выплачивать налоги оказывала упорное сопротивление феодалу, чтобы ограничить повинности и произвол господ оказывала упорное сопротивление феодалу, чтобы ограничить повинности и произвол господ

10 Как жили крестьяне? Деревни в то время насчитывали обычно не более 1015 и лишь изредка достигали дворов. В каждом дворе, кроме жилища, были сарай, хлев, амбар, птичник и другие хозяйственные постройки. Нередко к дому примыкали сад, огород, виноградник. Деревни в то время насчитывали обычно не более 1015 и лишь изредка достигали дворов.

В каждом дворе, кроме жилища, были сарай, хлев, амбар, птичник и другие хозяйственные постройки. Нередко к дому примыкали сад, огород, виноградник. Крестьянский дом чаще всего строили из деревянных жердей, бревен или местного камня, крыли соломой или камышом. В одном помещении и спали, и готовили, и ели.

Когда разводили огонь в очаге, дым выходил в отверстие в потолке или через открытую дверь. Стены были черны от копоти, пока не научились класть печи с дымоходом. Узкие оконца без стекол в холодную погоду затыкали тряпками или пучками соломы, на ночь закрывали деревянными ставнями.

Крестьянский дом чаще всего строили из деревянных жердей, бревен или местного камня, крыли соломой или камышом. В одном помещении и спали, и готовили, и ели. Когда разводили огонь в очаге, дым выходил в отверстие в потолке или через открытую дверь. Стены были черны от копоти, пока не научились класть печи с дымоходом.

Узкие оконца без стекол в холодную погоду затыкали тряпками или пучками соломы, на ночь закрывали деревянными ставнями.

11 Натуральное хозяйство. В первые столетия средних веков в Европе почти безраздельно господствовало натуральное хозяйство. Крестьянская семья сама производила сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия (орудия труда и одежду; не только для собственных потребности, но и для уплаты оброка феодалу.

В первые столетия средних веков в Европе почти безраздельно господствовало натуральное хозяйство. Крестьянская семья сама производила сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия (орудия труда и одежду; не только для собственных потребности, но и для уплаты оброка феодалу.

Производство продуктов, специально рассчитанное на продажу, почти не было развито, и в обмен на привозимые купцами товары поступала лишь весьма незначительная часть продуктов земледелия.
Производство продуктов, специально рассчитанное на продажу, почти не было развито, и в обмен на привозимые купцами товары поступала лишь весьма незначительная часть продуктов земледелия.

12 Спасибо за внимание!

Источник: http://www.myshared.ru/slide/753370/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.