Госпошлина в суд рк

Правовой ликбез

Госпошлина в суд рк

« Назад

При обращении с исковым заявлением в суд требуется уплатить государственную пошлину в государственный бюджет. Установление государством обязанности истцов уплачивать государственную пошлину при подаче искового заявления обусловлено двумя важнейшими функциями, которые призвана выполнять государственная пошлина.

Первая функция – компенсационная. Дело в том, что содержание судебной власти обходится государству весьма недешево.

Ведь в аппарате судов работают тысячи людей, которым необходимо платить заработную плату, а впоследствии пенсию. Здания судов также требуют расходов на свое содержание.

Кроме того, для полноценной работы современного суда нужны средства связи, оргтехника, канцелярские принадлежности, расходные материалы, мебель и т.п.

Вторая функция – стимулирующая. В случае проигрыша дела государственная пошлина, которую заплатил истец при подаче иска, ему никем не возмещается.

Поэтому необходимость уплаты государственной пошлины стимулирует истцов лишний раз хорошо подумать над обоснованностью заявляемых требований, более усердно собирать доказательства обстоятельств обосновывающих требования и не предъявлять необоснованных исковых заявлений.

Однако, вводя обязанность уплачивать государственную пошлину, государство, тем не менее, освободило от её уплаты некоторых лиц, кого-то по любым исковым заявлениям, кого-то по некоторым. Поэтому, перед тем как платить госпошлину, поинтересуйтесь для начала тем, не освобождены ли вы от её уплаты.

Тогда вопрос расчета размера госпошлины и поиска денег на её уплату для вас будет неактуален.

Освобождая определённых лиц в определённых случаях от уплаты государственной пошлины, законодатель, таким образом, сознательно отказывается от получения возмещения затрат на осуществление правосудия, ставя выше этого какие-то иные цели.

Случаи освобождения от уплаты госпошлины в судах регламентированы в статье 616 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) Казахстана от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК. Давайте перечислим некоторые из них.

Итак, от уплаты государственной пошлины в судах освобождаются:

  • истцы – по искам о взыскании сумм оплаты труда и другим требованиям, связанным с трудовой деятельностью;
  • истцы – авторы, исполнители и организации, управляющие их имущественными правами на коллективной основе, – по искам, вытекающим из авторского права и смежных прав;
  • истцы – авторы объектов промышленной собственности – по искам, вытекающим из права на изобретение, полезные модели и промышленные образцы;
  • истцы – по искам о взыскании алиментов;
  • истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
  • истцы – по искам о возмещении материального ущерба, причиненного уголовным правонарушением;
  • физические и юридические лица, кроме лиц, не имеющих отношения к делу, – за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами по алиментам;
  • истцы – по искам о взыскании в доход государства средств в счет возмещения ущерба, причиненного государству нарушением природоохранного законодательства Республики Казахстан;
  • заявители – по заявлениям о нарушениях избирательных прав граждан и общественных объединений, прав граждан и общественных объединений участвовать в республиканском референдуме;
  • профессиональные школы и профессиональные лицеи, обеспечивающие подготовку работников квалифицированного труда и рабочих кадров повышенного уровня квалификации, – по искам о взыскании понесенных государством расходов на содержание учащихся, самовольно оставивших учебные заведения или исключенных из них;
  • физические и юридические лица, обратившиеся в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или государства;
  • поверенный (агент), обратившийся в суд с иском по возврату бюджетных кредитов, а также государственных и гарантированных государством займов в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан;
  • истцы – участники и инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним по льготам и гарантиям, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства, ребенка-инвалида – по всем делам и документам;
  • истцы-оралманы – по всем делам и документам, связанным с приобретением гражданства Республики Казахстан.

Особую категорию случаев освобождения от уплаты госпошлины составляют случаи, когда физические и юридические лица подают заявления уже в рамках рассматриваемого или рассмотренного судебного дела. Это, в частности заявления:

об отмене определения суда о прекращении производства по делу или оставлении заявления без рассмотрения;

об отсрочке или рассрочке исполнения решения;

об изменении способа и порядка исполнения решения;

об обеспечении исков или замене одного вида обеспечения другим;

о пересмотре решений, определений или постановлений суда по вновь открывшимся обстоятельствам;

о сложении или уменьшении штрафов, наложенных определениями суда;

о повороте исполнения решений суда о восстановлении пропущенных сроков;

об отмене заочного решения суда;

о помещении в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания;

Освобождаются от уплаты госпошлины также лица, подающие жалобы на действия судебных исполнителей, а также частные жалобы на определения судов об отказе в сложении или уменьшении штрафов и другие частные жалобы на определения суда.

https://www.youtube.com/watch?v=Gvl1ygOkTHE

Если вы подаете жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, то знайте – госпошлину также оплачивать не нужно.

Если вы страхователь по договору обязательного страхования, например ОСАГО, и собираетесь обжаловать действия своей страховой компании, например отказ в страховой выплате, то вы также освобождаетесь от уплаты госпошлины;

Если так получилось, что вас незаконно привлекли к уголовной ответственности, заключили под стражу, или подвергли административному аресту, то при подаче судебного иска к государству о возмещении нанесённого вам таким образом ущерба вы также не должны уплачивать государственную пошлину.

Отдельно стоит отметить, что освобождение от уплаты госпошлины для вышеперечисленных категорий действует во всех инстанциях судебной системы.

Если же вы ни под одну из вышеперечисленных категорий не подпадаете, то для вас становится актуальным вопрос размера подлежащей уплате госпошлины.

В каком же размере нужно платить государственную пошлину?

Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса порядок уплаты и размер государственной пошлины, а также основания освобождения от ее уплаты определяются Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). В действующем Налоговом кодексе от 25 декабря 2017 года вопросам регулирования размера и порядка уплаты государственной пошлины посвящен параграф 1 главы 70. Статья 610 этого параграфа устанавливает размеры подлежащей уплате государственной пошлины.

Для начала оговоримся. При определении размера подлежащей уплате государственной пошлины законодатель применяет один из двух основных способов исчисления:

1) в процентах к размеру месячного расчетного показателя (МРП) действующего в соответствующем финансовом году;

2) в процентах от денежной оценки ваших исковых требований, то есть цены иска.

С первым принципом все просто, поскольку размер МРП ежегодно утверждается законом «О республиканском бюджете».

Со вторым принципом уже сложнее, поскольку определить цену иска навскидку не так-то просто. Поэтому теме цены (суммы) иска решено посвятить отдельную статью.

Какова же сумма государственной пошлины подлежащая уплате при обращении в суд согласно статье 610 Налогового кодекса РК.

1) с исковых заявлений имущественного характера:

для физических лиц – 1 процент от суммы иска;

для юридических лиц – 3 процента от суммы иска;

2) с жалоб на неправомерные действия государственных органов и их должностных лиц, ущемляющие права физических лиц, – 0,3 МРП;

3) с жалоб на неправомерные действия государственных органов и их должностных лиц, ущемляющие права юридических лиц, – 5  МРП;

4) с заявлений об оспаривании уведомлений по актам налоговых проверок и (или) уведомлений по результатам горизонтального мониторинга:

для индивидуальных предпринимателей и крестьянских или фермерских хозяйств – 0,1 процента от оспариваемой суммы налогов, таможенных платежей и платежей в бюджет (включая пени), указанных в уведомлении, но не более 500 МРП;

для юридических лиц – 1 процент от оспариваемой суммы налогов, таможенных платежей и платежей в бюджет (включая пени), указанных в уведомлении, но не более 20 тысяч МРП;

5) с исковых заявлений о расторжении брака – 0,3 МРП.

В случаях если дополнительно или отдельно заявляется исковое требование о разделе имущества при расторжении брака, то пошлина уплачивается в размере 1 процента от заявленной суммы иска;

6) с исковых заявлений о разделе имущества при расторжении брака с лицами, признанными в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, либо с лицами, осужденными к лишению свободы на срок свыше трех лет, – в размере 1 процента от суммы иска;

7) с исковых заявлений об изменении или расторжении договора найма жилища, о продлении срока принятия наследства, об освобождении имущества от ареста и с других исковых заявлений неимущественного характера или не подлежащих оценке – 0,5 МРП;

8) с заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, за исключением

жалоб на неправомерные действия государственных органов и их должностных лиц, ущемляющих права физических лиц,

жалоб на неправомерные действия государственных органов и их должностных лиц, ущемляющие права юридических лиц,

заявлений об оспаривании уведомлений по актам налоговых проверок,  и заявлений о признании юридических лиц банкротами, о применении реабилитационной процедуры, о применении ускоренной реабилитационной процедуры –

0,5 МРП;

9) с ходатайств об отмене решений арбитража – 50 процентов от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера в суд Республики Казахстан, а по спорам имущественного характера – 50 процентов от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера в суд Республики Казахстан и исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы;

10) с заявлений о вынесении судебного приказа – 0,5 процента от суммы требований для физических лиц, и 1,5 процента от суммы требований для юридических лиц;

11) с заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража, третейского суда и иностранных судов – 5 МРП;

12) с заявлений о повторной выдаче копий (дубликатов) судебных решений, приговоров, определений, прочих постановлений судов, а также копий других документов из дела, выдаваемых судами по просьбе сторон и других лиц, участвующих в деле, – 0,1 МРП за каждый документ, а также 0,03 МРП за каждую изготовленную страницу;

13) с заявлений о признании юридических лиц банкротами, о применении реабилитационной процедуры, о применении ускоренной реабилитационной процедуры – 5 МРП.

14) с исковых заявлений физических лиц о взыскании в денежном выражении компенсации морального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, – 1 процент от суммы иска;

15) с исковых заявлений юридических лиц о взыскании убытков, причиненных распространением сведений, порочащих деловую репутацию, – 3 процента от суммы иска.

Если же в вашем исковом заявлении, содержатся одновременно требования имущественного и неимущественного характера, то государственную пошлину придется уплатить одновременно, как за требование имущественного характера, так и за требование неимущественного характера.

Если вы обжалуете решение суда в апелляционном порядке, то государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы платить не нужно вообще.

А вот за подачу ходатайства о пересмотре судебного актов в кассационном порядке нужно будет уплатить госпошлину в размере половины от того, что подлежал оплате при подаче искового заявления по таким спорам в суде первой инстанции.

При уплате государственной пошлины нужно иметь в виду, что согласно пункту 2 статьи 623 Налогового кодекса государственная пошлина зачисляется по месту нахождения суда, в который вы планируете обратиться.

Это означает, что в платежном документе нужно в качестве бенефициара (получателя) платежа указывать Управление государственных доходов (бывшее Налоговое управление) того района или города, в котором находится суд, в который вы планируете обращаться с исковым заявлением.

Так, если вы обращаетесь с иском в Ауэзовский районный суд по гражданским делам города Алматы, а в платежном документе в качестве бенефициара укажете Управление государственных доходов Бостандыкского района и такую квитанцию приложите к исковому заявлению, то это заявление будет судом возвращено.

Таков «информационный минимум» о государственной пошлине, которым нужно обладать, обращаясь в суд.

На практике, вопрос исчисления государственной пошлины и освобождения от её уплаты зачастую вызывает сложности в силу разной трактовки вышеприведённых норм судьями и лицами, обращающимися в суд. Поэтому, перед обращением в суд, перед уплатой госпошлины обязательно проконсультируйтесь с юристом.

Адвокат Нариман Сулейменов

Источник: http://suleimenovlawyer.kz/stati/article_post/gosposhlina-v-sud-i-nuzhno-li-yeye-platit-vam

Порядок уплаты государственной пошлины в суд нерезидентами Республики Казахстан

Госпошлина в суд рк

При формировании государственного бюджета в налоговой системе используются сборы и пошлины, которые имеют важное самостоятельное финансовое значение.

Так, физические и юридические лица при обращении в государственные органы и к должностным лицам для совершения юридически значимых действий и выдачи документов (их копий, дубликатов) в обязательном порядке оплачивают в бюджет – государственную пошлину.

Данное требование также распространяется на обращения физических и юридических лиц в судебные органы за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов. При этом, физическими и юридическими лицами могут выступать как резиденты Республики Казахстан, так и нерезиденты.

Как показывает практика, физические и юридические лица при уплате государственной пошлины нередко сталкиваются с разными трудностями, особенно трудности возникают у нерезидентов Республики Казахстан. Именно порядок уплаты государственной пошлины нерезидентами Республики Казахстан  будем рассматривать в настоящей статье исходя из личной практики.

         Так, поскольку оплата государственной пошлины является исполнением налогового обязательства, понятие, объекты взимания, ставки, порядок уплаты, освобождение от уплаты, а также возврат уплаченных сумм государственной пошлины регулируются Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (Глава 79, Параграф 1, ст.ст.532-548) (далее – НК РК).

Согласно п.1 ст.532 НК РК государственная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными государственными органами или должностными лицами.

Государственная пошлина уплачивается в порядке и размере, предусмотренных ст.

535 НК РК наличными деньгами путем перечисления через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций и зачисляется по месту совершения юридически значимых действий и (или) выдачи документов уполномоченными государственными органами или должностными лицами (ст.547 НК РК).

 Доказательством уплаты государственной пошлины является оригинал документа (квитанция или платежное поручение), свидетельствующего об уплате государственной пошлины в бюджет по месту предъявления искового заявления, а в случаях обжалования судебных актов – по месту рассмотрения жалобы или ходатайства. 

Таким образом, физические и юридические лица, являющиеся резидентами Республики Казахстан оплачивают государственную пошлину наличными деньгами через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций по месту совершения юридически значимых действий и (или) выдачи документов исходя из объекта взимания и ставки государственной пошлины.

Что касается порядка уплаты государственной пошлины нерезидентами Республики Казахстан, то здесь иной порядок уплаты.

         Нерезиденты Республики Казахстан за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными государственными органами или должностными лицами, в том числе за подачу искового заявления в суд оплачивают государственную пошлину в следующем порядке:

Нерезидент РК перечисляет сумму государственной пошлины в иностранной валюте на текущие счета Комитета Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан (далее – НБ РК).

При этом, необходимо учитывать, что Комитет Казначейства МФ РК в Национальном Банке РК имеет текущие счета в следующих иностранных валютах: в рублях, долларах, в евро, в Английских фунт стерлингах, Китайских юанях и Японских иенах.

Далее, обязательно нужно знать SWIFT код НБ РК – NBRKKZKX, а также номера счетов НБ РК:   KZ91125USD2015300142

                   KZ21125RUB2010300142

                                      KZ81125EUR2006300142

                                      KZ51125GBR2007300142

                                      KZ47125CHF2003300142

                                      KZ03125JPY2016300142

Для перечисления суммы государственной пошлины в иностранной валюте на указанные текущие счета НБ РК, Банками посредниками (корреспондентами) являются:

1)    Свыше 500 000,00 USD – Federal Reserve Bank of New York, NY, SWIFT код – FRNYS33, номер счета 021087219;

2)    Менее  500 000,00 USD – Deutsche Bank Trust Company Americas New York, NY, SWIFT код – BKTRUS33, номер счета 04098631;

3)    EUR – Deutsche Bundesbank, Zentral Frankfurt am Main (De),  SWIFT код – MARKDEFFXXX, номер счета 5040040039;

4)    RUB – ОАО Сбербанк России, SWIFT код – SABR RU VV 012 (БИК 044525225, Корсчет 30101810400000000225, ИНН 7707083893), номер счета 30111810500000000124;

5)    GBR – Bank of England, London, SWIFT код – BKENGB2L, номер счета IBAN «GB67BKEN10000041770005»;

6)    CHF – UBS AG, Zurich, SWIFT код – UBSWCHZH80A, номер счета 02300000069095050000Y;

7)    JPY – Bank of Tokyo-Mitsubishi, Ltd., SWIFT код – BOTKJPJT, номер счета 653-0416290.

Таким образом, нерезиденты РК могут перечислить на текущие счета НБ РК сумму государственной пошлины в вышеуказанных иностранных валютах через эти Банки посредники.

В свою очередь, нерезиденты РК при перечислении государственной пошлины в иностранной валюте должны учитывать курс валюты к тенге, а также предвидеть расходы Банка за данную услугу (банковскую комиссию), чтобы размер государственной пошлины соответствовал ставке госпошлины, предусмотренной Налоговым кодексом РК.

Чтобы государственная пошлина была зачислена Комитетом Казначейства МФ РК по месту совершения юридически значимых действий и (или) выдачи документов, а также по месту подачи искового заявления в суд, нерезиденты РК при заполнении платежного поручения должны указывать в «Назначении платежа» полную информацию, например: «государственная пошлина за подачу искового заявления в отношении ТОО ____ в СМЭС г.Алматы (Налоговое управление по Алмалинскому району по г.Алматы, БИН 910740000153, Код налогового органа – 6007, Кбк 108126, КНП 911)».

НБ РК зачисляет перечисленную сумму государственной пошлины в течение 3 (трех) рабочих дней, затем Комитет Казначейства МФ РК производит конвертацию иностранной валюты в тенге и зачисляет на счет государственного органа и (или) должностного лица по месту совершения юридически значимого действия в течение 3 (трех) рабочих дней.  

После зачисления государственной пошлины на счет государственного органа и (или) должностного лица по месту совершения юридически значимого действия, нерезидент РК может обращаться в данный орган или должностному лицу соответствующим заявлением о совершении определенного действия либо о выдаче документа либо обращаться с исковым заявлением, приложив к заявлению оригинал документа, свидетельствующего об уплате госпошлины на текущий счет НБ РК.

Данный порядок уплаты государственной пошлины относится к тем нерезидентам РК, которые не имеют в Республике Казахстан своих  представительств или филиалов.

В случае если у нерезидентов РК имеются представительства или филиалы, то они имеют право производить уплату государственной пошлины на счет государственного органа и (или) должностного лица по месту совершения юридически значимого действия напрямую через свои представительства или филиалы.

Настоящая статья носит информативный характер, все номера текущих счетов и SWIFT код НБ РК, в том числе реквизиты Банков посредников (корреспондентов) получены с сайта Комитета Казначейства Министерства финансов РК, и в случае выявления интересующихся Вас вопросов касательно порядка уплаты государственной пошлины нерезидентами Республики Казахстан, просим обращаться по следующим контактам:

Info@zancompany.com

+7 701 557 44 27

  Настоящая статья подготовлена старшим юристом ZAN Company

Практики Судебное представительство Жумадиловой Жулдыз

Источник: http://www.zancompany.com/ru/news-articles/articles/5733/

Уплата госпошлины при обращении в суд – Статья

Госпошлина в суд рк

Тем не менее, в практике встречаются случаи неправильной уплаты госпошлины, а регулирующие законодательные акты нуждаются в доработке. Рассмотрим некоторые из них:

1) руководствуясь общим правилом о распределении судебных расходов между сторонами, установленным статьей 109 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – «ГПК РК»), в тех случаях когда суд вынес решение в пользу истца, не освобожденного от уплаты госпошлины, но по каким-либо причинам не оплатившего госпошлину к моменту вынесения решения, обязанность по уплате госпошлины в бюджет нередко возлагается судами на проигравшего ответчика. Считаю такую практику не соответствующей действующему законодательству, поскольку статьей 533 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) (далее – «Налоговый кодекс») установлено, что плательщиками государственной пошлины являются физические и юридические лица, обращающиеся по поводу совершения юридически значимых действий и (или) выдачи документов в уполномоченные государственные органы или к должностным лицам, а подпунктом 1 пункта 2 статьи 547 Налогового кодекса определено, что по делам, рассматриваемым судами, государственная пошлина уплачивается до подачи соответствующего заявления (жалобы), за исключением дел, предусмотренных частью третьей статьи 106 ГПК РК. Поэтому в случае вынесения решения в пользу истца, не освобожденного в установленном порядке от уплаты госпошлины, но не уплатившего ее к моменту вынесения решения, обязанность по уплате госпошлины должна возлагаться судами не на ответчика, а на истца, который в последующем – надлежащим образом уплатив госпошлину – вправе взыскать сумму таких расходов с ответчика в качестве издержек, связанных с производством по делу согласно части первой статьи 109 ГПК РК. 

2) в части третьей статьи 106 ГПК РК установлено: «Суд по искам о защите прав потребителей, поданным гражданином, производит отсрочку от уплаты государственной пошлины до принятия соответствующего решения, о чем выносится определение».

 В то же время в статье 103 ГПК РК указано, что порядок уплаты госпошлины определяется Налоговым кодексом. Однако в последнем не имеется нормы о предоставлении судам права предоставлять гражданам отсрочку от уплаты госпошлины по искам о защите прав потребителей.

В связи с этим приобретает актуальность вопрос гармонизации налогового и гражданского процессуального законодательств РК путем внесения соответствующих дополнений (о предоставлении судам права предоставлять гражданам отсрочку в уплате госпошлины до принятия соответствующего решения по искам о защите прав потребителей) в главу 79 «Государственная пошлина» Налогового кодекса.

3) аналогичная проблема связана с частью первой статьи 117 ГПК РК («Государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, а также издержки, связанные с производством по делу, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход государства полностью или пропорционально удовлетворенной части иска») – Налоговый кодекс, следует признать, не содержит подобной нормы. В связи с этим и принимая во внимание, что согласно статье 103 ГПК РК порядок уплаты госпошлины определяется Налоговым кодексом, считаю обоснованным и необходимым включение в Налоговый кодекс нормы, аналогичной по содержанию части первой статьи 117 ГПК РК (о признании ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины, плательщиком госпошлины по делам, рассмотренным судом в пользу истца, освобожденного от уплаты госпошлины, полностью или пропорционально удовлетворенной части иска).

4) в части третьей статьи 106 ГПК РК указано: «… При принятии решения суд присуждает расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, стороне, не в пользу которой вынесено решение».

Однако, как я уже неоднократно упоминал ранее, в статье 103 ГПК РК определено, что порядок уплаты госпошлины определяется Налоговым кодексом, а указанный кодекс, в свою очередь, не содержит норм, наделяющих суды правом определять плательщика госпошлины в зависимости от результата рассмотрения спора – надлежащим плательщиком госпошлины согласно Налоговому кодексу является лицо, обращающееся в суд по поводу совершения юридически значимых действий и (или) выдачи документов, не освобожденное Налоговым кодексом от уплаты госпошлины, а сумма госпошлины должна быть уплачена таким лицом до подачи соответствующего заявления (жалобы), за исключением дел, предусмотренных частью третьей статьи 106 ГПК РК (когда суд предоставляет отсрочку от уплаты госпошлины гражданам до принятия соответствующего решения по искам о защите прав потребителей).

5) также в судебной практике возможны ситуации, когда на стадии рассмотрения дела судом будет установлен факт неполной уплаты истцом госпошлины.

Следует признать, что ГПК РК не содержит нормы, регулирующей такую ситуацию, не наделяет суд правом обязать истца устранить такое нарушение и не предоставляет право суду оставить иск без рассмотрения в случае осознанного неустранения истцом такого нарушения.

Поэтому по сложившейся практике разбирательство дела в указанной ситуации будет продолжено судом в обычном порядке, а вопрос доплаты госпошлины может найти свое отражение в судебном акте, которым суд разрешает дело по существу спора.

Поэтому для эффективного и адекватного правового регулирования таких ситуаций в деятельности судов – когда истец, не освобожденный в установленном порядке от уплаты госпошлины и которому судом не была предоставлена отсрочка от уплаты госпошлины, уклоняется от добровольной доплаты госпошлины в определенный судом срок – считаю логичным и оправданным дополнение статьи 279 ГПК РК следующим основанием оставления искового заявления без рассмотрения: “истец не устранил в установленный судом срок нарушение порядка уплаты государственной пошлины”. Иначе, во-первых, суд не будет иметь законных оснований для своевременного и эффективного реагирования на недобросовестное поведение истца, уклоняющегося от устранения допущенного им нарушения порядка уплаты госпошлины; во-вторых, истец получит возможность воспользоваться судебной защитой своих прав, нарушая при  этом нормы Конституции РК, налогового и гражданского процессуального законодательств, регулирующих порядок уплаты госпошлины при подаче иска в суд.

В заключение приведу несколько выводов, резюмирующих вышеизложенное:

– действующим налоговым и гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан определено, что плательщиками госпошлины являются истцы, не освобожденные от ее уплаты, в т.ч. граждане, выступающие истцами по искам о защите прав потребителей, которым судами предоставлена отсрочка в уплате госпошлины.

– рассмотрение дела в пользу истца, не освобожденного от уплаты госпошлины и не оплатившего госпошлину в установленном порядке, не является основанием, позволяющим суду возлагать обязанность по уплате госпошлины в бюджет полностью или пропорционально удовлетворенной части иска на проигравшего ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины.

– обязанность по уплате госпошлины в бюджет (полностью или пропорционально удовлетворенной части иска) может быть возложена судами на ответчиков, не освобожденных от уплаты госпошлины, только по делам, рассмотренных судами в пользу истцов, освобожденных от уплаты госпошлины.

– следует провести четкую грань между госпошлиной (порядок уплаты которой регулируется налоговым законодательством) и судебными издержками (распределение которых между сторонами производится судом в зависимости от результатов рассмотрения дела), учитывая особенности их правового регулирования. С той же целью расходы истца по уплате госпошлины в бюджет следовало бы добавить в перечень издержек, связанных с производством по делу, предусмотренный статьей 108 ГПК РК, как самостоятельный вид судебных издержек.

– в целях гармонизации налогового и гражданского процессуального законодательств главу 79 Налогового кодекса следует дополнить правовыми нормами, аналогичными по содержанию части третьей статьи 106 ГПК РК (о предоставлении судами гражданам отсрочки от уплаты госпошлины до принятия соответствующего решения по искам о защите прав потребителей) и части первой статьи 117 ГПК РК (о признании плательщиками госпошлины ответчиков, не освобожденных от уплаты госпошлины, по делам, рассмотренным судами полностью или частично в пользу истцов, освобожденных от уплаты госпошлины)

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Источник: https://dogovor24.kz/articles/uplata-gosposhliny-pri-obrashchenii-v-sud-681.html

Государственная пошлина в гражданском судопроизводстве

Госпошлина в суд рк

Государство при формировании своего бюджета использует в своей налоговой системе сборы и пошлины. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете Казахстана занимает незначительное место, тем не менее им придается важное самостоятельное финансовое значение.

Так, при обращении физических и юридических лиц в уполномоченные государственные органы или к должностным лицам для совершения юридически значимых действий, а также выдачи документов оплачивается обязательный платеж — государственная пошлина.

Данное требование распространяется и на обращения физических и юридических лиц в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Нормами гражданско-процессуального законодательства Республики Казахстан (далее — РК), а именно гл. 8 ГПК РК, закреплено и определено понятие государственной пошлины как одной из составляющих судебных расходов. Поскольку оплата государственной пошлины является исполнением налогового обязательства, вопросы ее оплаты также регулируются Кодексом РК от 10.12.2008 г.

«О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» и при отправлении правосудия по гражданским делам суды должны разрешать вопросы, связанные с государственной пошлиной, в строгом соответствии с § 1 гл. 79 Налогового кодекса. Так, согласно подп. 1), 2) п. 1 ст.

534 Налогового кодекса государственная пошлина взимается с подаваемых в суд исковых заявлений, заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, заявлений о вынесении судебного приказа, а также заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража, третейского суда и иностранных судов, заявлений о повторной выдаче копий судебных актов, исполнительных листов и иных документов. Ставки государственной пошлины в судах установлены ст. 535Налогового кодекса и определяются, исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете, действующем на дату уплаты государственной пошлины, либо исчисляются от цены иска в соответствии со ст. 102 ГПК РК. При этом государственная пошлина взимается за каждое исковое требование или действие в отдельности.

Как показывает практика, граждане и юридические лица нередко сталкиваются с разными трудностями при определении порядка уплаты, цены иска и размера государственной пошлины.

Бывает, что государственная пошлина оплачивается не в полном размере, зачисляется не по месту совершения действия и с прочими нарушениями, что вынуждает суды оставлять без движения либо возвращать исковые заявления, жалобы и ходатайства.

Многие назревшие вопросы, так или иначе неоднократно освещены и разъяснены как действующими нормативно-правовыми актами, так и выступлениями юристов в печати.

При разрешении гражданских дел судьи руководствуются также нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 25 декабря 2006 г. № 9 «О применении судами Республики Казахстан законодательства о судебных расходах по гражданским делам» с изменениями и дополнениями к нему на 15 июля 2014 г. (далее — НП ВС РК № 9).

К плательщикам государственной пошлины в гражданском судопроизводстве в соответствии со ст.

533 Налогового кодекса относятся физические и юридические лица — стороны гражданского процесса: истцы, заявители, ответчики по встречным искам, третьи лица, заявляющие самостоятельные исковые требования на предмет спора, а также стороны и иные лица, участвующие при обжаловании судебного акта либо в случае обращения в суд за повторной выдачей копий судебных актов и иных документов из дела. Допускается уплата государственной пошлины иным, не указанным выше лицом, но обязательном указанием в платежном поручении (квитанции) сведений о том, за совершение какого действия и за кого произведен плательщиком данный платеж.

При предъявлении иска к одному или нескольким ответчикам одним или несколькими истцами государственная пошлина исчисляется по требованию неимущественного характера за каждый иск отдельно, а имущественного характера — исходя из общей суммы иска и уплачивается истцами не солидарно, а пропорционально доле заявленного требования.

Государственная пошлина уплачивается наличными деньгами путем перечисления через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, и в соответствии с п. 3 ст. 547 Налогового кодекса подлежит зачислению по месту совершения юридически значимых действий.

Доказательством уплаты будет являться оригинал документа, свидетельствующего об уплате госпошлины в бюджет по месту предъявления иска, а в случаях обжалования судебных актов — по месту рассмотрения жалобы или ходатайства.

Последнее имеет большое значение в свете недавних изменений, внесенных в действующее гражданское процессуальное законодательство 17 ноября 2014 г.

Изменениям подверглись нормы ГПК РК, регламентирующие порядок принятия к рассмотрению апелляционных и кассационных жалоб, ходатайств о пересмотре судебных актов в порядке надзора, согласно которым при подаче апелляционной и кассационной жалоб, ходатайств о пересмотре судебных актов в порядке надзора необходимо прилагать документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Данное требование законодателя повлекло за собой и внесение изменений в ст. 535 Налогового кодекса, регламентирующую размеры подлежащей уплате государственной пошлины. Так, в соответствии с подп. 14) п. 1 ст.

535 Налогового кодекса с подаваемых апелляционных, кассационных жалоб и ходатайств о пересмотре судебного акта в порядке надзора подлежит уплате государственная пошлина в размере 50% от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а по спорам имущественного характера — в размере 50% от государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы. На практике, в силу неверного понимания нововведения, многие при обращении с жалобами и ходатайствами в вышестоящие инстанции либо вовсе не уплачивают государственную пошлину, либо уплачивают ее в местный бюджет по месту своего проживания, а не по месту нахождения судебных апелляционных, кассационных и надзорных коллегий вышестоящих судебных инстанций, что влечет вынужденный возврат жалоб и ходатайств заявителям.

В ст. 541 Налогового кодекса приведен исчерпывающий перечень лиц, подлежащих освобождению от уплаты государственной пошлины в судах, который не подлежит расширительному толкованию. И в связи с этим лица, освобожденные от уплаты госпошлины, обязаны при подаче иска, заявления в суд, приложить документ, подтверждающий право на освобождение от уплаты государственной пошлины.

Многих также интересует вопрос о возврате государственной пошлины, порядок которого также определен ст. 548 Налогового кодекса. Уплаченная сумма государственной пошлины подлежит возврату частично или полностью в случаях:

• внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется;

• передачи дела в арбитраж или третейский суд;

• заключения соглашения об урегулировании спора в порядке медиации;

• окончания дела мировым соглашением сторон;

• возвращения заявления (жалобы) или отказа в его (ее) принятии;

• прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если дело не подлежит рассмотрению в суде, а также если истцом не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного разрешения спора либо иск предъявлен недееспособным лицом;

• отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия или от получения документа до обращения в орган, совершающий данное юридически значимое действие.

Государственная пошлина не возвращается в случаях отказа истца от иска и уменьшения истцом своих требований.

Возврат государственной пошлины производится в соответствии с Налоговым кодексом путем подачи налогового заявления с приложением документа суда, являющегося основанием для возврата государственной пошлины, а также документа, подтверждающего уплату государственной пошлины по месту ее уплаты до истечения трехлетнего срока со дня зачисления суммы государственной пошлины в бюджет. Возврат государственной пошлины при наличии решения суда о возмещении государственной пошлины с государственного учреждения, являющегося стороной по делу, производится на основании налогового заявления с приложением платежного документа об уплате государственной пошлины в бюджет и вступившего в законную силу решения суда.

Суд при вынесении решения по делу обязательно должен разрешить вопрос о распределении судебных расходов, в том числе государственной пошлины, между сторонами. Данное требование закреплено ст.

110 ГПК, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, хотя бы эта сторона и была освобождена от их уплаты.

Изменение вышестоящей инстанцией состоявшегося решения либо вынесение нового решения, без передачи его на новое рассмотрение, влечет, соответственно, перераспределение судебных расходов.

Государственная пошлина, в отличие от налогов, имеет целью лишь покрытие издержек государственного учреждения, а не извлечение дохода, поскольку пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам.

Следует особо подчеркнуть, что государственная пошлина, как и любой сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции.

Именно этот принцип явно прослеживается при уплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, поскольку уплата пошлины сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима законности.

Актуальность правильного исчисления, своевременной, полной и надлежащей уплаты государственной пошлины обусловлена значением налогов в жизнедеятельности нашего государства, так как в условиях рыночных отношений, и особенно в кризисный период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов.

Источник: https://causa.kz/gosudarstvennaya-poshlina-v-grazhdanskom-sudoproizvodstve/

Ставки государственной пошлины в судах

Госпошлина в суд рк

Государственная пошлина – это особая форма налогового платежа, которая взимается при обращении с исковым заявлением в суд и другие различные инстанции как плата за совершение определенных действий, установленных законом, либо за выдачу юридически значимых документов.

Каждого, кому приходится обращаться в суд, интересует вопрос, что такое госпошлина, в каких случаях она взимается и каковы ее размеры. Однако вводя обязанность уплачивать государственную пошлину государство, тем не менее, освободило от её уплаты некоторых лиц.

В этой статье мы расскажем о ставках госпошлины в судах, и о тех кто освобожден от уплаты такой госпошлины.

Размер госпошлины в судах

Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса порядок уплаты и размер государственной пошлины, а также основания освобождения от ее уплаты определяются Кодексом Республики Казахстан “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” (Налоговый кодекс):

Размер госпошлины меняется в зависимости от вида заявлений:

  • С исковых заявлений имущественного характера:

для физических лиц – 1 % от суммы иска;
для юридических лиц – 3 % от суммы иска;

  • С жалоб на неправомерные действия (бездействие) и решения государственных органов и их должностных лиц, ущемляющие права физических лиц, – 0,3 месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату уплаты госпошлины (далее – МРП);
  • С жалоб на неправомерные действия (бездействие) и решения государственных органов и их должностных лиц, ущемляющие права юридических лиц, – 5 МРП;
  • С заявлений об оспаривании уведомлений по актам проверок и (или) уведомлений по результатам горизонтального мониторинга:

Для индивидуальных предпринимателей и крестьянских или фермерских хозяйств – 0,1 % от оспариваемой суммы налогов, таможенных платежей и платежей в бюджет (включая пени), указанных в уведомлении, но не более 500 МРП;
Для юридических лиц – 1 % от оспариваемой суммы налогов, таможенных платежей и платежей в бюджет (включая пени), указанных в уведомлении, но не более 20 тысяч МРП.

  • С исковых заявлений о расторжении брака – 0,3 МРП;

В случаях раздела имущества при расторжении брака пошлина определяется от цены иска согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 610 Налогового кодекса (далее – НК);

  • С исковых заявлений о разделе имущества при расторжении брака с лицами, признанными в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, либо с лицами, осужденными к лишению свободы на срок свыше трех лет – согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 610 НК;
  • С исковых заявлений об изменении или расторжении договора найма жилища, о продлении срока принятия наследства, об освобождении имущества от ареста и с других исковых заявлений неимущественного характера или не подлежащих оценке, – 0,5 МРП;
  • С заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, за исключением указанных в подпунктах 2), 3), 4) и 13) пункта 1 статьи 610 НК, – 0,5 МРП;
  • С ходатайств об отмене решений арбитража – 50 % от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера в суд Республики Казахстан, а по спорам имущественного характера – 50 % от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера в суд Республики Казахстан и исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы;
  • С заявлений о вынесении судебного приказа – 50 % от ставок государственной пошлины, указанных в подпункте 1)  пункта 1 статьи 610 НК;
  • С заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража и иностранных судов – 5 МРП;
  • С заявлений о повторной выдаче копий (дубликатов) судебных решений, приговоров, определений, прочих постановлений судов, а также копий других документов из дела, выдаваемых судами по просьбе сторон и других лиц, участвующих в деле, – 0,1 МРП за каждый документ, а также 0,03 МРП за каждую изготовленную страницу;
  • С заявлений о признании юридических лиц банкротами, применении реабилитационной процедуры, применении ускоренной реабилитационной процедуры – 0,5 МРП;
  • С исковых заявлений физических лиц о взыскании в денежном выражении компенсации морального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, – 1 % от суммы иска;
  • С исковых заявлений юридических лиц о взыскании убытков, причиненных распространением сведений, порочащих деловую репутацию, – 3 % от суммы иска.

С ходатайств о пересмотре судебных актов в кассационном порядке на определения по вопросам отмены решений арбитража и выдачи исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража и иностранных судов, решения и постановления судов по спорам неимущественного и имущественного характера госпошлина взимается в размере 50% от соответствующей ставки госпошлины, установленной выше при подаче искового заявления по таким спорам.

За исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается одновременно госпошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера.

Обращение с исковым заявлением в суд

Источник: egov.kz

Задать вопрос или подать исковое заявление в суд пишите ashur.kz.acat@gmail.com или звоните  +7 (777) 838-22-22

Источник: https://www.acat.kz/news/588-stavki_gosudarstvennoj_poshliny_v_sudah/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.